Игровой стриминг пошел в рост: посещаемость платформ выросла в 1,5 раза
Как следует из материалов исследования, проведенного на основе обезличенных данных абонентов, конкуренцию глобальному лидеру - Twitch - на российском рынке составляют китайский Trovo и новичок рынка - российский VK Play. При этом финансово поддерживают стримеров в основном миллениалы - они составляют почти половину всей аудитории донатных сервисов.
Наиболее востребованной платформой для стримеров все еще остается Twitch. За год его российская аудитория выросла на 24%, несмотря на ограничения в монетизации и призывы блогеров переходить на другие сервисы. Второе место занимает китайская платформа Trovo от компании Tencent, хотя ее российская аудитория и просела на треть за прошедший год.
Замыкает тройку лидеров VK Play - сервис, запущенный только в апреле 2022 года, уже входит в число самых посещаемых порталов для стриминга, свидетельствуют данные МегаФона. При этом с точки зрения набора функций, VK Play очень сильно уступает лидерам, отмечают опрошенные "РГ" эксперты рынка.
"VK Play как инструмент для стриминга в текущем виде выглядит как очень сырой продукт", - говорит Сергей Тарасов, паблишинг продюсер проекта Мир кораблей, Lesta Games. "У него однозначно есть потенциал, который при грамотном подходе может позволить VK Play стать чуть ли не основной площадкой для русскоязычных стримеров в России и Беларуси", - полагает Тарасов.
Смущает эксперта и "монетизация в лоб". "Это сложный вопрос, как аудитория воспринимает возможность прямой поддержки создателей контента, но как показывает опыт гораздо лучше воспринимается покупка для себя чего либо: подписки (дает преимущество и статус), метавалюта (инструмент для коммуникации) и так далее, нежели призыв к действию - просто задонатить! А ведь сейчас это выглядит и именно так. Аудиторию такой подход часто отталкивает, а значит мотивации для стримеров меньше. Поэтому массово никто на VK play и не перешел", - заявил Тарасов.
По его словам, для изменения ситуации площадке нужно улучшать функционал для стримеров, создать полноценную видеостудию со всеми настройками канала, как это сделано в том же Twitch. "Конечный пользователь стриминговых сервисов это активная аудитория, которой уже показали возможности интерактивного общения, инструменты для коммуникации со стримером. VK Play пока еще не достиг паритета с Twitch по функционалу взаимодействия, хотя движение идет в правильном направлении, а качество трансляции (картинка) действительно превосходного качества", - уверен он.
С оценкой перспектив VK Play согласен и киберспортивный эксперт Ярослав Мешалкин. Сильной стороной платформы он считает фундамент в виде социальной сети.
"Я давно говорил, что наибольшие шансы победить в борьбе за зрителей стриминга именно у проектов на базе социальных сетей. Потому что у них уже есть колоссальная аккумулированная аудитория. Дальше надо, во-первых, наполнять её контентом через трансляции крупных событий и привлечение популярных стримеров, а во-вторых, не разочаровать аудиторию по функционалу", - рассказал Мешалкин. При этом лидерские позиции Twitch не вызывают сомнений на сегодняшний день.
"Очень тяжело подвинуть с первого места лидера (Twitch), который долгие годы был практически монополистом игрового стриминга. Он привычен аудитории, плюс на Twitch транслируются самые крупные международные киберспортивные турниры, а робкие попытки заключить эксклюзивные контракты, например, с YouTube убили уже не один киберспортивный проект. Twitch будет расти даже по инерции, остановить которую будет непросто. Тем более, что зрителей никакие ограничения не коснулись, а стримеры нормально живут за счёт донатов и прямых контрактов с рекламодателями, минуя собственные механизмы монетизации платформы", - сообщил эксперт. Что же касается Trovo, то по словам Мешалкина, эта платформа рассматривается в основном "как некий запасной аэродром на случай, если Twitch в России забанят".
Основное ядро аудитории стриминговых платформ сместилось от зумеров к миллениалам, отмечается в исследовании "Мегафона". Если в 2022 году абоненты 17-25 лет составляли 48% от всех посещений, то теперь их доля сократилась до 44,5%. А на первое место вырвались миллениалы (25-35 лет) - их 47% против 40% годом ранее. Третий значимый сегмент для стриминга - абоненты в возрасте 35-45 лет, их доля составляет на сегодня около 8%.Миллениалы также чаще других финансово поддерживают любимых стримеров - именно они составляют сегодня 46% аудитории донатных сервисов, в то время как зумеры занимают здесь долю в 35%.
"Аудитория 25-35 лет вырвалась вперед за счет естественного взросления аудитории. Плюс демаргинализация игрового стриминга, приход туда более взрослых селебрити - все это постепенно увеличивает долю миллениалов, которые, естественно, еще и более платежеспособные, чем зумеры",- уверен Мешалкин.
Самой популярной российской донатной платформой стала boosty.to. За первое полугодие ее посещаемость выросла в 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Также в топ-3 наиболее популярных сайтов для пожертвований у россиян вошли sponsr.ru и donatepay.ru. В целом аудитория российских донатных сервисов за год увеличилась втрое.