В России создают беспилотный эвакуатор раненых бойцов
Нарисовал концепт за два выходных
С Константином меня познакомил мой товарищ спецназовец, сам недавно в очередной раз отправившийся в зону СВО. Впрочем, инженер не сразу согласился предавать проект огласке. Надо, мол, еще поработать, потестировать.
Наконец, спустя месяц позвал на очередные испытания эвакуатора. Садимся в машину и отправляемся в лесной массив в черте Казани. Сзади в прицепе с нами едет тот самый "Братишка". Несмотря на ласковое название аппарат серьезный - 1 метр 20 сантиметров в длину и под 200 килограммов массой.
- Есть у меня друзья, которые участвуют в СВО, - начинает с предыстории Константин. - Как-то приехали в очередной отпуск и рассказали, что есть большая сложность с эвакуацией раненых из зоны обстрела. Когда они от тебя метров за 20-30, закинул "кошку" из-за угла здания и вытащил, не проблема. А вот если они находятся в 50-100 метрах, да под огнем... Так пришла идея сделать беспилотник с дистанционным управлением, оснащенный камерой. За два выходных я нарисовал концепт, придумал гусеничный аппарат, чтобы увеличить проходимость. Но, поскольку ребята в компании загружены, я привлек к работе среднего сына. Он с детства увлекался робототехникой, участвовал в олимпиадах. Как раз лето, каникулы, ему было интересно. Слава мне очень помог, я бы сказал, что он ведущий инженер-разработчик.
На создание рабочей модели ушло два месяца. Вообще-то сроки немыслимые даже для коммерческого проекта, но Константин трудился в две смены, без выходных, на энтузиазме. Вкладывал в "Братишку", разумеется, свои деньги. Ушло больше двух миллионов.
Первые испытания показали удовлетворительный результат. Что касается названия, то оно родилось как производное от медбрата. А еще у Константина есть любимая песня - "Братишка" Александра Маршала о военном вертолете с таким прозвищем.
Гоняет по оврагам
Минут через двадцать подъезжаем к лесу. По пути забираем из дома Славу. Семья Константина живет неподалеку от массива.
- Я занимаюсь электроникой, прошивкой компонентов, написанием основного кода, который управляет платформой, - поясняет тот свою роль в проекте.
Для Славы все это не просто увлечение. Так он осваивает будущую профессию. После школы подросток намерен поступать в Санкт-Петербургский политехнический университет на инженерное направление.
Наконец мы прибываем на импровизированный полигон. Сюда же подъезжают несколько друзей Константина для участия в испытаниях. Место живописное: поле в обрамлении леса, крутой овраг и озерцо.
- Здесь ландшафт напоминает украинские степи, - поясняет Константин.
Он открывает прицеп, Слава быстро заскакивает внутрь, что-то подключает в "Братишке" и с помощью пульта выводит его из фургона. Затем начинается процесс настройки. Я с благоговением гуманитария наблюдаю, как подросток ловко орудует в сплетении проводов, что-то попутно поясняя отцу на птичьем для меня языке.
К слову, о начинке эвакуатора. Константин честно признается, что все компоненты, связанные с мотором и приводом, китайские. Но в будущем, если начнется серийный выпуск, компания сможет производить большую часть деталей сама.
Наконец начинается обкатка "Братишки". Самоходка под управлением Славы бодро пылит по ухабистой тропинке, крутится на 360 градусов, преодолевает крутой, заросший густой травой овраг.
- У него удельное давление на грунт в пять раз меньше, чем у человека, - говорит Константин. - Может проехать там, где люди не пройдут: глубокий снег, грязь, болото.
Мне беспилотник напоминает гигантскую, но шуструю черепаху. Эта ассоциация становится более явственной, когда мальчик садится на него верхом. Как тут не вспомнить мультфильм про "Львенка и черепаху"!
Грузоподъемность у "Братишки" рассчитана на 150 килограммов, так что Славу он практически не замечает. И даже при максимальной нагрузке, по словам Константина, сможет легко ездить около пяти часов. При средней скорости 10 километров в час запас хода у него составляет 50 километров.
Под броней и с гранатами
Следующий этап испытаний - эвакуация взрослого человека. Имитировать раненого бойца вызывается один из друзей Константина - Ренат, достаточно крупный и высокий мужчина. Предварительно он надевает толстый и прочный костюм: "Братишка" повезет его волоком.
Беспилотник предназначен именно для такого варианта эвакуации. В реальных боевых условиях не факт, что солдат с ранением сможет взобраться на платформу. Хватило бы сил нацепить на себя карабин. Но в будущем разработчик намерен оснастить "Братишку" манипулятором, который позволит спасать людей без сознания. А еще по совету военного медика беспилотник планируют оборудовать переговорным устройством, чтобы врач смог дать совет, узнать о состоянии бойца.
И вот беспилотник уже тащит по полю условного раненого. В какой-то момент тот ойкает - наткнулся спиной на большой холм-муравейник. Да, испытание не из легких. Впрочем, на фронте боец будет в бронежилете, что защитит его от всевозможных кочек. Да ведь эвакуация с поля боя и не предполагает комфорта. Главное, спасти человеку жизнь, пусть и ценой ссадин и ушибов.
Спрашиваю у Константина, насколько далеко может находиться оператор от "Братишки".
- Сначала ребята, участвующие в СВО, сказали, что достаточно 500 метров, - говорит разработчик. - Потом запросы стали расти. В итоге наш зашифрованный канал на низких частотах позволяет управлять "Братишкой" на расстоянии до двух с половиной километров. А если поднять в небо коптер с ретранслятором, то и на все десять. Причем подавить сигнал с помощью систем РЭБ (радиоэлектронной борьбы) на уровне земли практически невозможно, трудно прицелиться.
Что касается защиты физической, то беспилотник оснащен броней, способной выдержать пулю автомата. В перспективе самоходка обзаведется системой постановки дымовой завесы. Навесную установку уже сделали - сможет метать до восьми дымовых гранат на 10-12 метров. В общем, легкой целью для противника он не будет.
Для того чтобы довести опытный образец "Братишки" до ума, подлечить все "детские болезни", по словам разработчика, потребуется около месяца. А потом начнутся полноценные испытания на полигонах. На запуск в серию уйдет от трех до шести месяцев.
Производственные мощности компании позволяют производить по 20-30 эвакуаторов в месяц. Но здесь все, разумеется, упирается в финансы. Пока что инженер вкладывает свои средства, но готов к сотрудничеству и будет рад любой помощи. А вот всякого рода спекулянтов просит не беспокоиться. Этот проект не для извлечения прибыли, а вклад в общую победу.
Камикадзе на гусеницах
Беспилотный эвакуатор не единственная разработка Константина для СВО. Еще за три месяца до появления "Братишки" инженер взялся за создание гусеничного FPV-дрона-камикадзе.
- Увидел ролик, что ВСУ использует колесные платформы со взрывчаткой. И решил сделать гусеничную, - рассказывает он. - Некоторые конструктивные элементы позаимствовал у мотособаки, которую я сделал в прошлом феврале. Это гусеница с мотором, чтобы сани катать для охоты или рыбалки.
По словам разработчика, функция дрона не будет сводиться к схеме "доехал и взорвался". Это будет умная машина в нескольких модификациях. Есть вариант многоразового дрона-сапера, который доезжает до цели, сбрасывает взрывчатку и возвращается.
Еще одна версия - разведчик, оснащенный системой видеонаблюдения. Можно превратить этот дрон и в средство контрбатарейной борьбы, установив акустические системы. Предусмотрена возможность управления роем таких беспилотников.
По габаритам и весу дрон в несколько раз меньше "Братишки", но и шустрее. Способен развивать скорость до 25-30 километров в час. Изначально рассчитывали его под боевую нагрузку 15 килограммов - вес двух противотанковых мин. Но в итоге он может осилить и все 25 килограммов.
А в планах у Константина создание более крупной модификации эвакуатора раненых. Он будет в два раза длиннее "Братишки", что позволит грузить человека сверху на платформу. Инженер шутя называет этот проект "Старшим братишкой".