На ВЭФ представили концерт для нейросети с оркестром

Восточный экономический форум известен политическими заявлениями, но и высокотехнологичными презентациями. В прошлые годы были уже собака-робот, потом она же, но с отечественным ПО для распознавания лиц, робот-андроид, теперь дело дошло и до нейросети.
Евгений Гайва / РГ

Ее представили не на самой площадке ВЭФ, а на приморской сцене Мариинского театра Владивостока. Музыканты исполнили Симфонию №1 "Космос" для нейросети с хором и оркестром музыканта и композитора Петра Дранги. Это первое в мире исполнение произведения, где солирует искусственный интеллект, пояснили зрителям перед началом выступления. Дирижировал автор. Проект реализовали Фонд "Росконгресс" и Сбер.

Сначала все шло вполне традиционно. В исполнении четырехчастной симфонии на протяжении более половины всего концерта искусственный интеллект почти не участвовал, ограничивался эпизодическими вставками.

Но в третьей части ИИ вышел на первый план и выдал почти сольную, возможно не очень затейливую партию. Сложно сказать, насколько звучание, похожее на терменвокс, оказалось гармоничным в общей ткани произведения. Слушатели оценили. После завершения выступления звучали аплодисменты и крики "Браво".

Как пояснил журналистам Петр Дранга, ИИ намеренно отдали немного времени, так как это все же эксперимент, и в первый раз сложно было представить, что получится. Но результатом маэстро остался доволен. "Я впервые слышал, как играет искусственный интеллект. ИИ - пять", - сказал Дранга.

Объяснил он и выбранное звучание для нейросети. Сложно представить какой-то синтезатор или терменвокс, играющий вместе с оркестром, который обладает очень богатым и разнообразным звучанием. Потому постарались выбрать максимально нейтральный голос, чтобы можно было сосредоточиться на смыслах, передаваемых ИИ в музыке. А нейросеть, уходя в мажор, выразила мысль о том, что все будет хорошо, пояснил Дранга.

Нейросеть обучалась, но во время исполнения импровизировала, сама придумывала свою партию. До выступления ей показали партитуру произведения, то есть ноты, по ним она и обучалась. Репетировали вместе с оркестром. Использовалась генеративная модель, пояснил главный эксперт по технологиям управления экспериментальных систем машинного обучения Сбербанка Алексей Минин.

Как заметила руководитель дирекции творческих проектов Фонда "Росконгресс" Екатерина Иванова, эксперимент удался, он показал, что Россия обладает передовыми технологиями искусственного интеллекта.

Прослеживая эволюцию роботов, в дальнейшем стоит, видимо, ожидать на площадке ВЭФ нейросеть-творца. Займет ли на практике искусственный интеллект место композитора, пока неясно. Петр Дранга на вопрос о том, как строились его отношения с ИИ, ответил, что это было не соревнование и не битва, а сотрудничество, тандем.

"Заметьте, приобретаются картины тех авторов, которые нервничали, переживали. Я верю в энергию эмоций, которая есть у человека. Пока у ИИ этой энергии нет. Уж нас, композиторов, он будет заменять в последнюю очередь", - сказал Дранга.