Замминистра энергетики Сорокин: Дефицит топлива возник из-за ажиотажного спроса

Внутренний рынок полностью снабжен топливом. Но из-за ажиотажного спроса в отдельных регионах, связанных с ремонтом перерабатывающих заводов и сложностями с подвозом топлива возникло ощущения дефицита. Об этом заявил первый заместитель министра энергетики Павел Сорокин в интервью на стенде "Российской газеты" на Восточном экономическом форуме.

Например, после внеплановой остановки завода Астраханского ГПЗ, произошло перераспределение покупок топлива по сетям различных игроков. То есть поскольку сеть одного из участников рынка в моменте недополучила достаточно моторного топлива, потребители пошли на другие заправочные станции. Это привело к резкому "вымыванию" товара на работающих заправках, что вынудило их работать "с колес" в смысле подвоза топлива на них, и создало картину нездорового ажиотажа, рассказал Сорокин.

В отношении роста цен на топливо, первый замминистра отметил влияние на внутренний рынок курса рубля и внешних факторов.

"В последние месяцы мы наблюдали в определенной степени девальвацию рубля и рост котировок нефтепродуктов на всех основных мировых рынках. Если крэк-спред на дизель (разница между ценой на сырую нефть и нефтепродукты) в начале лета был 140-150 долларов на тонну, то к концу лета вырос вот до 300 долларов. То есть 150 долларов на тонну добавилось к стоимости дизель на мировом экспортном рынке. И несмотря на постоянные дискуссии относительно того, что внутренняя котировка не имеет ничего общего с внешней, это не корректно с точки зрения общей экономики и законов здравого смысла. Потому что при возможности выгодно вывести на экспорт товар, его цена на внутреннем рынке будет стремиться к экспортной альтернативе", - сказал Сорокин.

По его словам, чтобы не допустить роста цен из-за этого направляется дополнительный объем топлива на биржу, который создает переизбыток товаров на внутреннем рынке. Сейчас одна из мер, которая обсуждается, это введение института уполномоченных экспортеров для того, чтобы пресечь серый экспорт, когда у компаний, которые покупали топливо, предназначенное для внутреннего рынка, вывозили нефтепродукты за рубеж. С точки зрения интересов страны и внутреннего рынка это неправильно. Это злоупотребление положением, которое сложилось. Поэтому надо предпринять меры, чтобы продукт, который предназначен для внутреннего рынке и получил поддержку в виде демпфера (компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок - "РГ"), оставался в стране. У Министерства энергетики также есть определенные дополнительные предложения, как надо донастроить систему стимулов, чтобы в такие периоды нефтепродукты оставались на внутреннем рынке, и чтобы на нем не возникало никаких временных или локальных перекосов.