Вице-президент Норникеля Андрей Грачев: Экологические проекты - моральный долг компании
Андрей Михайлович, одна из традиционных тем Восточного форума - экология. Для Норникеля она актуальна, как для любой крупной промышленной компании, в то же время в связи с геополитической обстановкой многие проекты откладываются. Как обстоят дела в вашей компании?
Андрей Грачев: Согласен, многие проекты откладываются, и тому есть объективные причины - недобросовестная конкуренция, санкционное давление, когда поставщики отказываются поставлять нам необходимое для этих проектов оборудование, а те, кто отвечал за эти проекты, фактически разрывают с нами отношения, и это касается не только "Норильского никеля", но и других компаний.
Правительство Российской Федерации понимает сложность ситуации, и поэтому было принято постановление, разрешающее сдвинуть на два года инвестиционно-экологические проекты. Тем не менее мы выполняем свои обязательства, в том числе по нашему флагманскому проекту "Серная программа". На Надеждинском металлургическом заводе уже идут пуско-наладочные работы, остались считанные недели до открытия первого этапа. Мы верим в то, что уже в октябре начнем снижать выбросы в воздух - единовременно до двадцати процентов.
Отмечу, что этот проект не имеет никакой коммерческой ценности - с точки зрения бизнеса он затратен. Добрая воля компании нацелена на то, чтобы выполнить обязательства, это наше вложение в здоровье жителей Норильска, и правильность этого шага не может подвергаться сомнению.
За несколько последних лет Норникель содействовал реализации ряда крупных проектов, нацеленных на поддержание биоразнообразия. Какие из них вы считаете наиболее важными и почему?
А. Г.: Мы рассматриваем поддержку таких проектов, как часть серьезной экологической политики компании и выполняем свои обязательства. Более того, за последние три года у нас проведено пять научных экспедиций, десятки ученых обследовали свыше 70 тысяч квадратных километров площади Таймыра, и это первое масштабное исследование Арктики, которое открыло новую страницу корпоративного вклада в экологическую повестку.
У нас сложились устойчивые конструктивные отношения с Сибирским отделением Российской академии наук, они нам дают ясную картину состояния окружающей среды, но этим компания не ограничивается.
У нас есть, например, проект "Чистый Норильск", рассчитанный на десять лет, бюджет составляет 40 миллиардов рублей. Они предназначены, в частности, для очистки города от старых зданий, которые уже не используются, от мусора, металлолома. Ради этих целей мы создали специальное подразделение численностью более 900 человек, закупили технику, причем каждый ее образец - это своего рода шедевр, созданный нашими российскими производителями специально под определенный вид работ - резку металла, уборку мусора...
Возвращаясь к биоразнообразию, могу сказать, что мы занимаемся этим давно, у нас были программы, например, по гусю-пискульке; наш давний партнер Министерство природных ресурсов и экологии заключил с нами соглашение по контролю над популяцией белого медведя, и "медвежья перепись", которая получила такое название в народе, стала очень популярной, мы продолжаем над ней работу.
У нас возникла идея вместе с Минприроды позаботиться о кречетах. Как говорят ученые, за последние 20 лет семейство соколиных сократилась в три раза. Приводятся разные цифра, но специалисты едины в том, что надо бить тревогу, поскольку соколиных становится все меньше. Мы активно участвовали в Дне сокола, разработали совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом экологии программу, в соответствии с которой мы выделили для ее реализации 50 миллионов рублей, и сейчас она воплощается. Я надеюсь, что в конце этого года или начале следующего специалисты в этой области отчитаются перед общественностью относительно результатов.
Хочу сказать, что проекты, связанные с биоразнообразием, для нас очень важны, это моральный долг компании, поэтому мы провели соответствующие исследования и в Мурманской области, и в Красноярском крае, и в Забайкалье.
Еще одна ключевая арктическая тема - взаимодействие крупного бизнеса и коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Как развивается ваше сотрудничество и каких новых совместных проектов можно ожидать в ближайшее время?
А. Г.: Мы шли в этом направлении последовательно с появлением стандарта ответственности резидентов Арктической зоны перед коренными малочисленными народами, и компания (хотя мы не резиденты, ими являются наши дочерние предприятия) разработала политику по взаимоотношениям с коренными народами.
Сейчас мы ее обновляем, там появляются новые элементы, такие как процедура СПОС - справедливого предварительного осознанного согласия представителей коренных малочисленных народов Севера на переселение. Это нормы, которые упоминаются в документах Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и являются ключевым элементом политики в отношении КМНС со стороны Организации объединенных наций.
В свое время после создания этой политики мы изменили структуру Заполярного филиала Норникеля, ввели туда отдел по взаимодействию с КМНС, который работает ежедневно с коренными народами и успешно справляется с этой целью. По просьбе КМНС мы создали координационный совет при руководителе норильского дивизиона компании, где обсуждаются и корректируются планы. И создали, конечно, программу на пять лет с бюджетом два миллиарда рублей на основе просьб и заявлений коренных малочисленных народов.
Дело в том, что мы провели переговоры с более чем 40 общинами, они нам дали свои предложения, которые вошли в программу - таким образом она стала народной, это не мы навязываем населению что-то свое, а его представители говорят нам, что нужно, мы соглашаемся, отбираем наиболее эффективные мероприятия с нашей точки зрения, советуемся с КМНС и этими действиями закладываем принцип "Ничто для нас без нас", руководствуясь принципом "любое навязанное добро есть зло".
Сейчас у нас в Красноярском крае создается мастер-план нового комфортного поселка Тухард на 700 человек, и одновременно мы готовимся к проведению этнологической экспертизы в Ловозерском районе Мурманской области.
Традиционно много на форуме говорят о развитии Северного морского пути. Норникель - пионер этой важнейшей транспортной артерии. Насколько имеющаяся инфраструктура (портовые, ледокольные мощности) достаточна на сегодняшний день и есть ли у компании новые потребности?
А. Г.: Вы правы, мы пионеры, и ледокольный флот создавался под потребности компании. Сейчас это касается уже многих компаний, которые являются основными пользователями Северного морского пути. Мы идем по восходящей, у нас в 2020 году был грузооборот порядка полутора миллионов тонн, в 2021-2022 годах произошло увеличение, и мы понимаем, что если у нас восстановятся логистические цепочки, если будет рост проектных грузов, мы выйдем на 2,4 миллиона тонн. Потом грузопоток должен стабилизироваться и выйти на уровень 1,85 миллиона.
В прошлом году мы подписали соглашение о сотрудничестве с Росатомом и Министерством развития Дальнего Востока и Арктики. В документе указаны прогнозные объемы, и я думаю, что мы их сможем соблюсти.
Сейчас "Норильский никель" пользуется собственным флотом, состоящим из шести судов усиленного ледокольного класса типа "Арктический экспресс"; дополнительно мы можем использовать для перевозок 13 сухогрузов и один танкер. В целом этот флот может обеспечить потребности компании в полной мере.