22.09.2023 14:24
    Поделиться

    Музыкальный рынок "на стрессе": как выбиться в топ из фрешменов и раскрутить свой YouTube-канал

    Спикеры фестиваля креативных индустрий G8 уделили особое внимание проблемам музыкального рынка, который за последние три года сильно трансформировался. Изменился продакшн, контент, способы его продвижения и бизнес-модели. О том, как они работают сегодня и какие возможности есть у молодых креаторов, которые создают музыку или хотят открыть свой канал о ней, рассказали на конференции директор по развитию музыкального приложения ПАНЧ Андрей Швецов и музыкальный журналист, один из создателей шоу "Вписка", автор YouTube-канала "Брокен Дэнс" и Telegram-канала "Сломанные пляски" Николай Редькин.
    Фото предоставлено организаторами фестиваля G8

    От демо до самых звезд: к чему приводят панчи

    Современный ритм жизни и развитие новых технологий диктуют и новые музыкальные законы. "Сегодня никому не нужны долгие вступления: если за несколько секунд композиция не зацепила слушателя, он не задумываясь переключает ее. Хочешь оставаться на рынке - делай короткие треки и выпускай больше контента", - уверен Андрей Швецов. Тренды в чартах, по его словам, также сильно изменились. И если раньше можно было выехать на волне конкретного стиля, то сейчас рейтинги представляют собой "сборную солянку" из песен абсолютно разных эпох: "Третьего сентября на первых строчках висела песня Шуфутинского, а после выхода сериала про группу "Король и Шут" их треки, записанные сто лет назад, несколько месяцев держались в топе. Сегодня тренды возникают стихийно, из инфоповодов, и попасть в чарты "с нуля", если музыкант только появился на современной сцене, очень сложно".

    Из-за ухода западных стримингов (прим. Spotify и Apple Music) упали доходы артистов, но и обострилась борьба за внимание аудитории, которая, по мнению Швецова, менее активно реагирует на молодых исполнителей, предпочитая что-то давно знакомое. К этому добавляется дефицит профессиональных менеджеров и перегруженность российских лейблов.

    "Фрешмены оказались никому не нужны. Им приходится самим разбираться, куда идти, как общаться с другими игроками рынка, где выступать, и решать другие актуальные вопросы. Поэтому мы решили создать комьюнити, где они могут делать контент, заявлять о себе, сотрудничать с другими, более известными артистами и продюсерами", - рассказывает Андрей.

    Так появилось приложение ПАНЧ, которое объединяет видео-платформу для создания музыки, порядка 6000 инструменталов для бесплатного использования и всевозможные вокальные эффекты для записи голоса, а также помогает артистам найти свою аудиторию . Название говорящее: на музыкальном сленге слово "панч" означает самый эмоционально мощный момент в треке. Оно часто используется в рэп-баттлах - это фраза, которая должна зацепить противника и зрителей.

    В новом сервисе можно прямо в телефоне сочинять музыку и тексты, находить биты, делать обложки к релизам, снимать видео и, выкладывая их, привлечь первую аудиторию. Приложение стало активно развиваться, разрастаться Telegram-чатами и каналами. Его создатели начали организовывать нетворкинг, проводить офлайн-встречи с экспертами музыкального рынка, вечеринки, на которых у молодых артистов есть возможность выйти на сцену. "Ребята получают промоконтент, участвуют в челленджах, которые помогают тестировать, что откликается слушателям, а что нет. Мы организуем их коллаборации с большими артистами: например, совместное выступление на сцене с Zivert, фристайл с Женей Чебатковым, продакшн с Романом CVPELLV. Рома загрузил свои треки в приложении, а начинающим музыкантам предлагалось создать собственные версии. Из более тысячи композиций, загруженных за две недели, он выбрал 7 артистов, а ПАНЧ, в свою очередь, выпустил этот альбом на стриминговых площадках с полной поддержкой", - говорит Андрей.

    В прошлом году вышел первый альбом с композициями, сочиненными молодыми артистами в приложении. Создатели приложения также успели посотрудничать с известной компанией по доставке еды, и, несмотря на рекламный подтекст, треки, сочиненные в рамках этой истории, разлетелись по сети и попали в плейлисты.

    "ПАНЧ - это площадка для экспериментов, где не нужно становиться заложником какого-то одного жанра, можно экспериментировать и увеличивать охваты за счет интересных коллабораций. Мы привлекаем звезд, чтобы они помогали тем, кто делает первые шаги в музыке, - это взаимовыгодная история", - подытожил Андрей Швецов.

    "Три кита" продвижения музыкального канала

    Большинство музыкальных СМИ уже давно переселились в онлайн: сначала - на интернет-сайты, а в последние годы - на YouTube и Telegram-каналы. Журналист Николай Редькин, являясь одним из ведущих трендмейкеров в этом направлении, рассказал о трех главных принципах, которым стоит следовать тем, кто хочет пойти по его стопам.

    "Раньше я был главным редактором журнала The Flow, но в какой-то момент решил завершить эту историю и создать свое микромедиа, где мог бы рассказывать об интересных мне темах. Так сначала родился Telegram-канал "Сломанные пляски", но я столкнулся со сложностью развития такого формата, потому что в Telegram нет рекомендательных алгоритмов", - делится опытом Николай. По его словам, заниматься продвижением микромедиа приходилось буквально вручную, обращаясь за помощью, используя репосты и совместные посты с друзьями и приманивая свою аудиторию из других соцсетей. Однако схема все равно работала не очень эффективно, и тогда журналист решил завоевать YouTube.

    "На тот момент у нас с Василием Труновым уже был канал "Вписка" с более чем миллионной аудиторией. Конечно, это было подспорьем, но я задумал совершенно другую историю: видеосеты наподобие тех, что показывает зарубежный канал Vox, но не про политику, мировую историю и поп-культуру, а про музыку", - рассказывает журналист. Его первые четыре видео набрали всего по 1500-2000 просмотров, а вот с пятым - про знаменитого рэпера и музыкального продюсера Пашу Техника - он попал в точку, плюс сделал рекламу у одного популярного блогера, и за два дня канал вырос в десять раз: с 1000 до 10 000 подписчиков.

    "Со временем я понял, что Telegram-канал в сочетании с YouTube-каналом - это очень хорошая связка, и они работают друг на друга. Как я и говорил, в Telegram нет рекомендательных алгоритмов, но аудиторию оттуда можно привлекать на YouTube, сделав пост со ссылкой. YouTube же, по сути, дает начинающему блогеру аудиторию "в долг": зрителями там становятся не твои подписчики, а те, кому система предлагает твой контент. Если ролик показали тысячи человек и он зашел, система покажет его пяти тысячам, и так далее. При этом аудитория, пришедшая с твоего Telegram-канала, тоже увеличивает охваты. Я считаю, это отличная рабочая схема", - уверен Николай.

    В финале журналист поделился со слушателями тремя главными принципами, которые важны для развития канала: "Это продвижение, которое начинается уже с момента рождения идеи, регулярность - контент-план помогает постепенно и планомерно развивать канал и не забрасывать его во время эмоциональных перепадов - и команда. Реализовывать идеи в одиночку можно, но сложно: другие участники могут посмотреть на продукт под разным углом, что-то посоветовать, подкорректировать. Главное - помните, что эти три принципа работают в комплексе, и не забывайте про обратную связь, критически к ней относясь: не принимайте негативные комментарии близко к сердцу, а позитивные - как само собой разумеющееся. Поддержка зрителей, читателей - это тоже показатель ваших достижений".

    Несмотря на стремительно меняющуюся ситуацию на музыкальном рынке и сложности, с которыми сегодня приходится сталкиваться начинающим игрокам, у них все же есть каналы и возможности, чтобы развиваться и реализовывать себя в индустрии. Важно разобраться в этих инструментах, не бояться их использовать, выстроить свою рабочую схему и следовать ей, не забывая и про творческие эксперименты.

    ***

    Эта статья и многие другие материалы опубликованы на сайте IPQuorum - первого в России издания о креативных индустриях и интеллектуальной собственности. IPQuorum - это новый формат работы одноименного международного коммуникационного бренда, который организует все самые яркие события мира интеллектуальной собственности и креативных индустрий в России, включая рынок LegalTech и сферы институтов развития.

    Поделиться