Для принятия решений в спорных случаях она предложила создать компетентную комиссию, которая сможет защитить потенциальных родителей и суррогатных матерей.
Сейчас воспользоваться услугами суррогатной матери можно только в том случае, если биоматериалы получены от обоих генетических родителей. Российская ассоциация репродукции человека предложила разрешить частичное донорство в программе суррогатного материнства, которое подразумевает разрешение на использование донорских половых клеток для одного из супругов.
- Законодательно урегулировать эти случаи весьма непросто, - сказала Ольга Демичева РИА Новости. - Наверное, действительно, для принятия решений в сложных и спорных случаях, должна быть создана компетентная комиссия, в которую войдут помимо юристов медицинские специалисты и независимые правозащитники.
По ее словам, таких случаев, судя по медицинской статистике, не очень много, поэтому с каждым прецедентом можно разобраться в индивидуальном порядке, оставаясь в рамках закона и действуя в интересах семьи.
Врач-эндокринолог привела в пример случай, когда только супруг может быть донором половых клеток.
- Если муж может быть донором половых клеток, а жена не может, то какой смысл в использовании донорской яйцеклетки другой женщины и последующей подсадки эмбриона в матку третьей женщины - суррогатной матери? Логичнее провести безопасную процедуру искусственной инсеминации, - сказала она, подчеркнув, что в данном случае "речь идет уже не о суррогатном, а о реальном материнстве".
В таком случае женщина, выносившая собственного ребенка, оказывается перед тяжелым решением об отказе от этого ребенка и о передаче его в семью родного отца.
По мнению Демичевой, более правильным окажется решение с использованием посторонней донорской яйцеклетки. Однако и здесь, по ее словам, могут возникнуть сложности, связанные с правами суррогатной матери и с правами хозяйки яйцеклетки.
По словам Демичевой, если один из супругов не может предоставить свой биоматериал и в результате этого берется донорский, претендовать на ребенка может один из родителей, а приоритетное право после его рождения остается у суррогатной матери.
Демичева считает, что с каждым прецедентом можно разобраться в индивидуальном порядке, при этом оставаясь в рамках закона и действуя в интересах семьи.