Эксперты: Сервисы подошли к выполнению норм закона формально

С 1 октября в России начала действовать норма, обязывающая интернет-ресурсы информировать о работе рекомендательных сервисов, чтобы защитить пользователей от злоупотреблений со стороны платформ. Крупнейшие компании опубликовали на своих ресурсах правила применения алгоритмов. Но эксперты отмечают, что эти описания оказались формальными и слишком сложными.
iStock

Если совсем просто, то алгоритм отслеживает предпочтения пользователей и затем на основе этой информации показывает контент, товары или услуги, стремясь задержать человека на ресурсе максимально долго или совершить покупку. Среди компаний, опубликовавших правила, "Яндекс", Ozon, "Авито", ivi, Start и целый ряд других.

"Алгоритм формирования витрин строится на многофакторном анализе и сочетании различных признаков. Он анализирует и учитывает множество факторов, таких как история просмотров (включая недосмотренные тайтлы), добавление в коллекцию, оставленные оценки и так далее. Алгоритм использует различные методы машинного обучения, включая нейронные сети и матричные факторизации, основанные на множестве видов фидбека пользователей и разметки контента", - говорится в соответствующем материале на портале Kinopoisk.

Информация о работе алгоритмов написана слишком сложным для обычных пользователей языком

Как отметили в Ozon, в настоящее время участники рынка ждут издания приказа Роскомнадзора, регламентирующего порядок уведомления пользователей. Возможно, именно этот документ поможет решить проблему, на которую обращают внимание эксперты. "В некоторых случаях правила сформулированы довольно сложным языком с изобилием технических терминов. На мой взгляд, нужно стремиться составлять этот текст максимально доходчиво, ведь главная цель закона о рекомендательных сервисах - сделать их прозрачными, понятными для людей. Думаю, что Роскомнадзор проанализирует эту практику и даст участникам рынка необходимые рекомендации", - сообщил "РГ" замглавы Комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин.

В настоящее время на портале правовой информации опубликовано сразу два проекта документов, регулирующих размещение информации и взаимодействие площадок и регулятора по этому вопросу.

Разработка нормативно-правовых актов проходила в тесном сотрудничестве с отраслью, отмечают собеседники "РГ". "Именно поэтому он одновременно защищает интересы пользователей и позволяет компаниям продолжить развивать удобные для покупателей решения, которые экономят время на выбор того или иного товара или услуги", - говорят в Ozon. Подобное взаимодействие позволило исключить наиболее одиозные инициативы, полагает глава ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин. "В итоговой редакции законопроекта были учтены те предложения и опасения, которые высказывала отрасль. В общем и целом на данный момент мы считаем, что каких-то рисков для добросовестных ресурсов в этом регулировании нет как на уровне федерального закона, так и на уровне подзаконных актов Роскомнадзора, которые еще не приняты, но уже опубликованы для обсуждения", - говорит он.

Напомним, что изначально предлагалось создание механизма, который позволял бы пользователям отключать рекомендации, причем рассматривался даже вариант, при котором по умолчанию они должны были быть отключены. Позднее от этих предложений отказались.