Оба произошли из среднего класса мелкой буржуазии (в России это понятие не особо прижилось, но все же класс, ему соответствующий, вполне имелся), оба добрались до крупных городов тем или иным образом (про обоз Ломоносова все и так знают, Дидро в Париж отвез отец), оба обладали пытливым умом и жаждой знаний, оба имели колоссальное влияние на умы современников. Один считается создателем МГУ, второй - "Энциклопедии".
Все знают о всеобъемлемости Ломоносова, так же сложно представить область знаний, в которой не разбирался бы Дидро: литература, философия, математика, физика, астрономия, естествознание, политика, механика и проч., и проч., и проч.
- И вы воображаете, что люди поверят вам?
- Поверят или нет, но правда не перестанет от этого быть правдой.
Появление Дидро и его главного труда всей жизни логично вписывается в саму эпоху Просвещения, сколько бы палок в колеса ему ни вставляли.
Деятельность просветителей обуславливается ростом влияния буржуазии в Европе XVII-XVIII веков: аристократия начинает беднеть, разоряться, обрастать долгами, но про свою голубую кровь, естественно, не забывает, по-прежнему смотря на все богатеющую и богатеющую буржуазию свысока. Пока не прогремела Великая Буржуазная Революция, предвестниками которой в том числе были и энциклопедисты во главе с Дени Дидро, Вольтером, Руссо, Монтескье и многими другими авторами знаменитого труда. Вот тогда полетели клочки по закоулочкам, и буржуазия распрямила плечи и гордо подняла голову.
Демократия, Республика, равенство и прочие идеи пришли именно от осознания, что родовитость - не показатель ума, а происхождение не обеспечивает автоматической добродетели. Выходцы из средних и низших классов заявили о своих правах, все меньше поддавались религиозному давлению, требовали считаться со своими интересами и нуждами, опираясь на технический прогресс и семейные ценности.
Этот священник поздно принял духовный сан и еще не утратил человеколюбия. (с)
Церковь всеми правдами и неправдами пыталась помешать изданию "Энциклопедии". Ну потому что человек должен просто верить, а не задаваться вопросами о происхождении природных явлений: легче ведь уверять, что гром и молнии - это божья кара, чем объяснить все элементарными законами физики.
Но и просветители в этом плане народ любопытный: отказываясь от религиозности, ставя под сомнение не только веру, но и вообще существование Бога, тем не менее, сами они как будто продолжают миссионерскую деятельность Христа, всем подряд вдалбливая самые простые христианские истины: о благонравии, о добродетели, о нравственности. Как говорится, у нас есть десять тысяч законов, чтобы соблюдать десять заповедей.
В случае с Дидро философское мировоззрение формировалось долго и обрастало новыми идеями и мыслями. От ревностного католика он преодолел путь к суровому материалисту, который вроде и не отрицает существование высшей силы, но в своих трудах просто ее игнорирует.
Любой угольщик лучше расскажет о своем ремесле, чем целая академия. (с)
Дидро хотел писать не только о науках, не только о гуманитарном знании, но и о знании механическом, ручном - о том знании, которым обладал его отец, изготавливавший ножи и снискавший репутацию прекрасного человека.
Власть над нами принадлежит не тому, кто в экстазе, кто - вне себя: эта власть - привилегия того, кто владеет собой.
Дидро верил, что знание спасет человечество, что разум - верховная сила, которая все излечит, все устроит к лучшему. Он верил в Разум, что и привело его к разрыву отношений с Руссо, который верил в Чувство. Эти два гения своего времени просто представляли собой два разных, на первый взгляд непримиримых направления - классицизм и сентиментализм. На деле же одно вытекает из другого, но уж слишком разными были эстетические принципы, слишком разными были взгляды на одни и те же явления.
Спешите, мужественный Дидро и неустрашимый д'Аламбер, напасть на фанатиков и негодяев: опровергайте их глупое разглагольствование, их презренные софизмы, историческую ложь, противоречия, бесконечные нелепости… (с) Вольтер
Для "Энциклопедии" Дидро, редактором которой он был 25 лет, писали лучшие умы Франции. Выше уже прозвучали имена Вольтера, Руссо и Монтескьё, к ним можно прибавить д'Аламбера, Кондильяка, Боссю, Бюффона, Гольбаха, Жокура, Тюрго, Фальконе и многих других, которые работали над созданием 35 фундаментальных томов.
Предисловие к "Энциклопедии", написанное д'Аламбером, есть не что иное, как эстетическая программа, манифест всей эпохи Просвещения:
Цель Энциклопедии - объединить знания, рассеянные по поверхности земной, изложить их в общей системе для людей, с которыми мы живем, и передать их людям, которые придут за нами: дабы труды минувших веков не были бесполезны для веков грядущих, дабы наши потомки, став образованнее, стали также добродетельнее и счастливее и чтобы мы могли умереть в сознании исполненного пред человечеством долга.
Полная версия на портале ГодЛитературы.РФ.