Эксперты поддержали идею разработать Цифровой кодекс. Что это такое и зачем он нужен?

В Совете Федерации предложили привлечь бизнес к работе над Цифровым кодексом. Сенаторы направили замечания в Минцифры, разработавшее проект. Об этом сообщают СМИ. Ответственный секретарь комиссии Ассоциации юристов России по развитию профессиональных компетенций, член научной комиссии Юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Алексей Никишенков рассказал "РГ", что такое Цифровой кодекс, какие существуют подходы его внедрения в Российской Федерации.
iStock

Алексей Алексеевич, расскажите, что стало поводом для возобновления диалога по поводу необходимости разработки Цифрового кодекса?

Алексей Никишенков: Диалог в этой сфере в действительности не прекращался, сейчас он, скорее, вновь вышел на публичный уровень обсуждения. Кодификация как форма развития и упорядочения разрозненного законодательства является традиционной для российского права, соответственно, неудивительно, что и в отрасли информационного права обсуждается такой подход.

Данный подход, однако, имеет как сторонников, так и противников. Рассчитывается, что кодификация сможет создать логически связанную систему отраслевых правовых норм, при этом в ходе разработки часть существующих таких норм подвергнется переосмыслению, также она позволит в дальнейшем с меньшими усилиями эту систему совершенствовать. Вместе с тем одной из основных причин против кодификации является изначальная причина наличия множества нормативных актов, регулирующих данную сферу, - межотраслевой характер общественных отношений, связанных с информационными и "цифровыми" технологиями. Кодификация в таком случае может только дальше усложнить правоприменение.

Напомню, что сегодня действует 10 различных федеральных законов и значительное количество подзаконных актов, которые регулируют различные институты права в различных сферах общественный жизни, связанных с информационными и "цифровыми" технологиями. Из этих законов планируется изъять часть положений, касающихся предмета регулирования Цифрового кодекса, либо полностью переработать в тексте кодекса. Так, планируется объединить в кодексе нормы, регулирующие электронный документооборот. Напомню, что отдельного консолидированного закона об электронном документообороте на данный момент не существует в российском законодательстве.

Поводом к выходу на публичный уровень обсуждения стало повышение заинтересованности законодателя в разработке новых подходов к регулированию данной сферы, что, в свою очередь, было инициировано разработкой подобных документов в соседних странах, в частности в Киргизии, Казахстане и Узбекистане.

Также немаловажную роль играет растущая обеспокоенность профессиональных юристов возникающими угрозами для общества, которые вызваны все углубляющимся проникновением информационных и "цифровых" технологий в его деятельность. Данную обеспокоенность разделают и эксперты в области таких технологий. Так, в аналитическом отчете Лаборатории кибербезопасности ПАО Сбербанк "Прогноз влияния перспективных технологий на ландшафт угроз кибербезопасности" эксперты охарактеризовали гипотетическую технологию сильного искусственного интеллекта и угрозы ее применения как способные поставить под сомнение возможность дальнейшего существования всего человечества.

В публичном поле разговоры на экспертном уровне о Цифровом кодексе зазвучали с 2017 года. Что изменилось с тех пор? Есть ли какие-то подвижки в реализации данного проекта?

Алексей Никишенков: Вопрос кодификации в информационном праве обсуждается еще с 2009 года. Тогда был впервые поставлен вопрос создания Инфокоммуникационного кодекса, который должен был больше сосредоточиться на регулировании отрасли телекоммуникации. Стоит, однако, отметить, что многих современных информационных и "цифровых" технологий в тот момент или не существовало, или они не получали существенного распространения.

В 2014 году Институтом государства и права РАН была опубликована своя концепция Информационного кодекса РФ, а уже существенно позже в 2017 году Медиа-Коммуникационный Союз, который был основан крупнейшими российскими медиа-компаниями и телеком-операторами, попытался приступить к фактической разработке своего проекта документа, однако уже в следующем году появилась информация, что проект был заморожен.

Важно понимать, что сейчас обсуждается не проект закона, а концепция такого закона, представленная Минцифры РФ для обсуждения экспертным сообществом. То есть законодатель вновь находится в начале пути. Тем не менее несомненно, что существующие отраслевые законы станут основой для норм Цифрового кодекса, даже несмотря на то что часть их положений подвергнется существенной переработке.

Эксперты упоминают, что в некоторых странах СНГ идет активная работа по созданию и реализации национальных проектов по цифровизации государственного сектора права. В каких странах СНГ идут работы по созданию Цифрового кодекса и будет ли использован этот опыт в реализации такого проекта в России?

Алексей Никишенков: Гостех(GovTech)-проекты реализуются практически всеми странами мира. Они могут применяться в различных сферах деятельности государства - от организации пользования парковкой личного транспорта до систем предсказания будущих преступлений, использующих модели машинного обучения. Именно поэтому в концепции особое место отведено регулированию цифровизации госуправления. Концепция предлагает закрепить полномочия органов власти в сфере информационно-коммуникационных технологий и урегулировать вопросы предоставления государственных услуг в электронном виде.

Да, активная работа по разработке подобных Цифровому кодексу законов ведется в ряде стран СНГ. Так, опубликован проект Цифрового кодекса Кыргызской Республики, в Республике Узбекистан проект Информационного кодекса представлен на обсуждение. Разрабатывается подобный закон в Азербайджанской Республике, а в СМИ сообщалось о намерениях министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан разработать подобный документ.

Также характерно, что уже опубликованные проекты не касаются регулирования вопросов интеллектуальной собственности в "цифровой" среде, а этот вопрос в данный момент является одним из основных в сфере регулирования генеративных нейронных сетей. Аналогично данный вопрос не рассматривается и концепцией российского Цифрового кодекса.

Некоторые из положений этих зарубежных проектов не имеют аналогов в российском законодательстве и не отражены в проекте концепции, в частности, положения о цифровых экосистемах, которые входят в проект Цифрового кодекса Кыргызской Республики. Законотворцы и юридическое сообщество с интересом следят за всеми законотворческими инициативами в данной сфере. В случае позитивного результата их правоприменения такие положения могут найти отражение и в российском законодательстве.

Могли бы вы, как говорится, "на пальцах" объяснить, что такое Цифровой кодекс и чем он отличается от обычного?

Алексей Никишенков: В российском законодательстве нет "обычных" кодексов. Все такие законы - это объемные систематизированные законы, которые регулируют какую-то отдельную отрасль права или комплекс правоотношений различной правоотраслевой принадлежности. Цифровой кодекс не станет исключением.

Простыми словами, Цифровой кодекс - это укрупненный закон, который будет содержать систематизированное регулирование электронной коммерции, защиты потребителей в онлайн-среде и защиты персональных данных, облачных технологий и искусственного интеллекта. При его разработке в законодательство будут введены новые понятия и нормы, а при вступлении его в силу ряд существующих законов прекратит действие.