Что известно о бронеавтомобилях "Тигр", используемых в зоне СВО
В конце прошлого века одними из лучших бронетранспортеров в мире считались советские БТР-80. И сегодня эти глубоко модернизированные бронетранспортеры составляют основу мотострелковых подразделений, продолжая лидировать в своем классе броневиков.
Однако новый век выдвинул новые требования. В частности, возникла потребность в бронированных джипах. Меньших по размерам, чем классические бэтээры, более подвижных, достаточно комфортных и многофункциональных.
В 2002 году в Москве был впервые открыто представлен автомобиль под названием ГАЗ-2975 "Тигр". Первых несколько опытных образцов выпустили на автозаводе в Нижнем Новгороде. Затем производство передали на Арзамасский машиностроительный завод, где в различных модификациях он производится серийно по сей день.
Первоначально минобороны отнеслось к этому автомобилю скептически. А вот в МВД и ФСБ "Тигр" оценили сразу, став его первыми заказчиками. Лишь спустя много лет "Тигр" стал закупаться для нужд Вооруженных сил. И сразу выяснилось, что как раз именно такого автомобиля военным не хватало. В первую очередь бронеавтомобиль стал поступать в армейский спецназ и подразделения Сил специальных операций. Очень хорошо показал себя в Сирии. Именно там выяснилось, что американский аналог HMMWV, более известный у нас как "Хамви", практически по всем основным параметрам уступает русскому "Тигру".
С начала СВО этот легкий, но хорошо защищенный бронеавтомобиль используется для ведения разведки, стремительных рейдов по тылам противника, для сопровождения колонн и отдельных машин с важными грузами. Имеет уровень баллистической защиты по 3-му и 5-му классам в зависимости от функциональных обязанностей.
На "Тигре" устанавливается самое различное вооружение. Один из новейших - боевой модуль дистанционного управления "Арбалет-ДМ". Вооружение его полностью стабилизировано, имеет возможность захватывать и сопровождать цели в автоматическом режиме. Это позволяет оператору вести эффективный огонь как с места, так и в движении.
Телевизионная камера модуля дает возможность распознавать цели типа бронетранспортера на расстоянии 2,5 километра, а тепловизионная - до полутора километров. Имеется и лазерный дальномер.
Основное вооружение "Арбалета-ДМ" - 12,7-мм пулемет "Корд" с боекомплектом 450 патронов или 7,62-мм пулемет ПКТМ с 750 патронами. Есть версии с автоматическим 30-мм станковым гранатометом АГС-17 "Пламя". Также в зоне СВО используются "Тигры" с установленными на них минометами, противотанковыми ракетными комплексами "Корнет" и даже с 30-мм автоматической пушкой 2А72.
На военно-техническом форуме "Армия-2023" демонстрировалось несколько вариантов "Тигра", предназначенных в перспективе для поставок в войска, участвующих в спецоперации.
Большой интерес вызвали два "сверхзащищенных" образца бронеавтомобиля. Они имели броневое прикрытие колес, усиленную защиту передней части корпуса и лобового стекла. Их боевая масса - около 8000 кг. Длина по корпусу - 5,6 метра, ширина - 2,4 метра, высота - 2,5 метра, клиренс - 400 мм. Мощность двигателя - 215 л.с. Максимальная скорость по шоссе - 110 км/час. Запас хода по топливу - 1000 км.
На базе "Тигра" с учетом накопленного опыта его боевого применения создан более габаритный и тяжелый "Атлет". Особенность нового броневика - повышенная защита к подрыву под днищем фугасов и самодельных взрывных устройств. Минная стойкость - до 2 кг в тротиловом эквиваленте.
Изготовлен "Атлет" в двух версиях - трехдверный в специальной модификации АСН (автомобиль специального назначения) и пятидверный АМН-2 (автомобиль многоцелевой).