Мы встретились в научной библиотеке имени Лобачевского Казанского федерального университета, где Руслан Бушков безвылазно работал над рукописью книги с утра до вечера. Она подготовлена к изданию. Ну а пока мы решили устроить казанское чаепитие в честь этого события в ближайшем кафе.
"Тема чая увлекла меня в студенческие 1980-е годы в Казанском университете, - начинает с предыстории краевед. - Одному из друзей удалось купить удивительную книгу "Чай, его типы, свойства, употребление" Вильяма Похлебкина. Мы читали ее взахлеб. С тех пор я стал собирать публикации в прессе. А потом мне самому довелось вести рубрику "За чашкой чая, у самовара" в газете "Вечерняя Казань", когда она выступила инициатором проведения первого Дня чая в Казани в 1986 году. Эти публикации легли в основу моей первой книги "За чашкой чая", изданной в 1990-м. Рецензентом ее выступил известный этнограф, профессор Казанского университета Евгений Прокопьевич Бусыгин. Именно он сделал меня чаеведом, пригласив к себе в аспирантуру на кафедру этнографии и археологии. Уже после защиты диссертации о традиционных напитках народов Поволжья я понял, как многогранна и обширна научная чайная тема. С тех пор мною написано больше десяти кулинарных книг, так или иначе связанных с чаем и чайными традициями. И вот теперь - очередной труд, созданный на основе малоизвестных и даже неизвестных источников".
Чай был известен еще булгарам - предкам казанских татар. Узнали они об этом благодаря Великому шелковому пути, по которому китайская диковинка попадала на Восток как лекарственное средство. Казанцам открыли чай бухарские купцы, не обходившиеся без него в построенном для них в городе караван-сарае "Бухара". Но за его пределы напиток не вышел - был дорог, да и у местной знати были иные вкусы. К тому же утвердившейся в Казани крымско-татарской династии Гиреев по душе был кофе.
Заново открыла для себя чай Казань только в XVIII веке, когда она уже находилась в составе Российского государства и стала его торговыми воротами на Восток. В 1689 году между Россией и Китаем был заключен первый договор о торговых отношениях и установилась караванная торговля. Дороги, по которым доставлялся чай, со временем стали называться чайными. Они протянулись от Китая по Монголии, Сибири и Уралу в Европейскую часть России и Восточную Европу.
В Казань одну из первых партий чая с Макарьевской ярмарки доставил купец Иван Микляев. Это на его средства в городе был построен прекрасный Петропавловский собор. Основные чайные пути описал ученый-экономист Казанского университета Александр Корсак. А елабужский писатель Дмитрий Стахеев и вовсе проехался по нему и написал в 1870 году книгу "От Китая до Москвы. История ящика чая". Так Казани было суждено стать одним из ключевых его пунктов, превратиться в "чайную Мекку на Волге".
Распространению чаепития в России во многом способствовала заведенная Петром I мода на него в высшем свете. Императору довелось самому чаевничать в Казани во время посещения города в 1722 году. Большое чаепитие было устроено в 1768 году и в честь императрицы Екатерины II. Оно прошло на губернаторской даче с демонстрацией национальной одежды проживающих в Казанской губернии народов.
А вот уроженец казанского края Гавриил Державин, пожалуй, первый в России воспел самовар. Именно его, уверен Руслан Бушков, поэт подразумевал, когда писал строки "Отечества и дым нам сладок и приятен". В доказательство историк приводит фрагмент шуточного стихотворения "Самовар" Петра Вяземского, который тоже уловил эту связь: "Поэт сказал - и стих его для нас понятен: "Отечества и дым нам сладок и приятен"! Не самоваром ли - сомненья в этом нет - Был вдохновлен тогда великий наш поэт?"
К слову, о самоваре. В своем труде краевед приходит к выводу, что в Казани он появился раньше, чем в Туле. В походной канцелярии сподвижника Пугачева старшины Бахтияра Канкаева, участвовавшего в 1774 году в штурме Казани, нашли составленный на старотатарском список вещей, конфискованных у богачей. Среди них значится "самовар из зеленой меди". А в Туле первый самоварный завод открылся только в 1778 году!
Вообще Руслан Бушков приводит в своей книге множество любопытных фактов связи чая с поэзией, литературой и наукой. Так, Пушкин, собиравший в Казани материал о Пугачевском бунте для своей книги, почаевничал в городе с купцом-миллионером, одним из крупнейших чаеторговцев в стране, Леонтием Крупенниковым, который в молодости побывал в плену у Пугачева. Все тот же Александр Сергеевич тесно общался с выдающимся российским синологом, архимандритом Иакинфом Бичуриным - выпускником Казанской духовной семинарии.
Четырнадцать лет возглавлявший Русскую духовную миссию в Пекине, он составил первую классификацию торговых сортов китайского чая и написал первый общедоступный чайный справочник.
Побывавший в Казани в 1868 году Александр Дюма дважды угощался чаем у ректора Казанского университета Осипа Ковалевского - именитого востоковеда. Тот посвятил его в некоторые чайные тонкости. А еще казанцы подарили писателю несколько тюков чая. Позже Дюма напишет: "Лучший чай пьют в России, так как чай чрезвычайно страдает от длительных морских перевозок и из всех неевропейских стран только Россия может ввозить чай по суше прямо из Китая".
Вдохновлял чай и известных татарских поэтов. Одно из первых хвалебных чаю стихотворений написал в конце XVIII века татарский богослов и поэт Утыз Имяни аль-Булгари. Эстафету от него принял поэт и мулла Габдельджаббар Кандалый. Он не только посвящал этому напитку бейты - двустишия, но и был у истоков создания первых правил татарского самоварного чаепития, прозванных позже Фуксом татарским чайным церемониалом.
Конечно, не обошел вниманием чай и великий Габдулла Тукай. Да что поэты! Профессор химии Казанского университета Карл Клаус признавался, что его открытию нового химического элемента рутения поспособствовали чаепития на кафедре и в лаборатории.
Широкое распространение среди народа в Казани чай получил в XIX веке. Доступным для простых людей стал плиточный чай. В 1875 году благотворительные общества открыли первую в России и Казани "дешевую чайную-столовую", породившую чайные.
Преуспело в популяризации чая и Казанское общество трезвости. В начале ХХ века почти в каждом из 60 его филиалов, разбросанных по Казанской и соседним губерниям, имелись чайные с народными читальнями.
В конце XIX века чай стали доставлять по железной дороге. И здесь Казани, занимавшей выгодное положение на старом чайном пути, не повезло. Город отсекли от Транссиба, решили, что достаточно довести новую дорогу до Уфы. Таким образом, она превратилась в железнодорожные ворота России на Дальний Восток, затмив славу Казани. Впрочем, в 1924-1928 годах столицу теперь уже ТАССР присоединили к магистрали.
Большой вклад в возрождение национальных чайных традиций в советский период внес легендарный кулинар Юнус Ахметзянов. Именно с его легкой руки чак-чак превратился в символ татарского чаепития и гостеприимства.
- А ведь это лакомство Каюм Насыри называл совсем по-другому - "как-тош". И уже в советское время утвердилось название чак-чака, переводимого дословно как "чуть-чуть". Имеется в виду чуть-чуть от баурсака (жареное во фритюре лакомство наподобие пончика). То есть это сопоставление размера.
Юнус Ахметзянов был первым мастером-поваром, открывшим в 1969 году в Казани Дом татарской кулинарии. А в 1987 году уже после смерти кулинара воплотили его заветную мечту - на той же улице появился Дом чая, превратившийся в культовое место. Почти до конца XX века во вторую субботу октября здесь праздновали День чая. Отмечают его в формате фестиваля и в наши дни.
Казань продолжает идти по своему чайному пути. История чая живет и развивается, и каждый казанец и гость города может стать ее частью.