Блогеры раскритиковали закон о рекламе в соцсетях
ЕРИР в тестовом режиме функционирует уже больше года, а информация о его разработке и различные согласования, в том числе и с отраслью, поступают как минимум с 2021 года. Однако с 1 сентября заработала система штрафов, что для очень многих участников рынка стало фактическим началом работы системы, и вынудило обратить на ЕРИР пристальное внимание.
Самые яркие голоса прозвучали из сообщества Telegram-блогеров: одного из наиболее активно растущих и привлекших к себе значительную часть рекламных бюджетов после блокировки западных площадок.
Главной претензией блогеров стало то, что сегодня де-факто они обязаны платить за услуги ОРД даже в те месяцы, когда не пользуются его услугами и не передают данные в РКН, но в их аккаунтах присутствуют посты с рекламными идентификаторами, опубликованными ранее. Кроме того, участники рынка фиксируют расхождения в трактовках норм между Роскомнадзором и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) - она является одним из основных получателей сведений из ЕРИР.
Для урегулирования спорных моментов на площадке РОЦИТ с подачи "Российской газеты" и под председательством главы РОЦИТ, замглавы комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина прошла встреча лидеров блогерского сообщества и представителей Операторов рекламных данных (ОРД).
Даже если опубликованный пост уже не собирает просмотров, говорит соосновательница канала "Антиглянец" Наталья Архангельская, необходимо подавать нулевую отчетность. А если отчетность подается, то кабинет ОРД используется и соответственно нужно платить за его использование. Сумма платежей на сегодняшний день варьируется в зависимости от ОРД - от 1000 до 5000 рублей в месяц. Особое возмущение блогеров вызвало то, что некоторые ОРД предлагают платить процент от оборота.
"Наши исследования показали, что опубликованный в Telegram рекламный пост, собирает просмотры в первые семь дней, а то и меньше, а дальше число просмотров не меняется, ничего не меняется", - говорит Архангельская. По ее словам, рекламодатели очень часто просят не удалять рекламный пост в течение 5-6 месяцев. Это важно для рекламных кампаний. Но если пост висит, то надо подавать отчетность.
С ней согласен Максим Перлин, основатель Ассоциации блогеров и агентств. По его словам, в первый месяц рекламный пост получает 95% просмотров, во второй - еще порядка 4%, а дальше пост уходит вверх и "умирает".
"Представьте, что вы небольшой блогер, у которого нет постоянных рекламных поступлений. Вы продаете пост за 20 тысяч рублей, и дальше вы платите по 5 тысяч рублей в месяц за использование личного кабинета, чтобы подавать статистику. Через четыре месяца вы выходите в ноль. А дальше вы уходите в минус и далее по нарастающей. Что касается больших каналов с большими заработками, то 1% от нашего заработка - это много. Это для нас много, и это серьезная цифра", - говорит Архангельская.
"Главный вопрос - поскольку мы уже платим налоги в ФНС, по коэффициенту процента от оборота, то платить проценты еще одной структуре - нелогично. Если будет зафиксирован месячный тариф на длительное время, это устроит всех. То есть за деньги - да, но с понятными правилами игры", - отмечает Екатерина Мцитуридзе, Telegram-канал "Кейт Бланш".
Необходимость подавать нулевую и иную отчетность стала большой нагрузкой и для агентств, ведущих дела блогеров. Максим Перлин привел такой расчет: его агентству со штатом в 65 человек пришлось нанять трех дополнительных сотрудников для работы с ОРД. Дополнительные расходы на этих сотрудников с учетом налогов составляют около 4 млн рублей в год. "При этом в отличие от регулятора, который действительно видит, как работает реклама и получает нужную ему информацию, нам это не дает ничего", - комментирует Перлин.
Впрочем, возможно до конца года вопрос с нулевой отчетностью будет решен. Это сообщил представитель ОРД "МедиаСкаут", входящего в цифровую экосистему МТС, Владислав Шилов. По его словам, эта обеспокоенность участников отрасли находит понимание у Роскомнадзора.
Один из самых острых и сущностных вопросов в данной ситуации заключается в том, почему между государством и теми, кто должен перед ним отчитываться, встали коммерческие посредники, которые произвольно формулируют тарифы за свои услуги. Об этом говорили все участники обсуждения.
В этой связи гораздо более логичным было бы наличие единой пошлины, установленной государством и дополнительных сервисов, цены на которые ОРД устанавливали бы исходя из своих затрат. С тем, что такой подход был бы справедливым в той или иной степени согласились все участники дискуссии, в том числе и представители ОРД. При этом то, что затраты ОРД действительно существуют и нуждаются в компенсации, никем из участников дискуссии под сомнение не ставится.
"Взимание платы за сервис обеспечивает стабильную работу платформы, позволяет содержать штат сотрудников поддержки технической и клиентской служб. ОРД является технически сложным решением, требующим стабильной работы платформы, взаимодействия с большой клиентской базой и поддержания большой емкости хранилища информации клиентов и взаимодействия с системой ЕРИР", - поясняет собеседник "РГ" в одном из ОРД.
Отмечая открытость регуляторов к общению с отраслью и готовность воспринимать ее аргументы, участники рынка полагают, что эти обсуждения должны быть формализованы и оформлены в юридически обязывающие документы.
"Мы ценим открытую позицию регуляторов. Она адекватна и на всех встречах мы это видим. И очень здорово, что Роскомнадзор рассылает предупреждения, хотя не обязан этого делать. Мы благодарны за это. Но вопрос в том, что это все на словах. А в случае судебных разбирательств мы, как юристы, оперируем документами. И когда возникает обращение гражданина в суд по факту того или иного якобы зафиксированного нарушения, мы не можем присовокупить в качестве подтверждения позиции устное заявление представителя Роскомнадзора", - говорит юрист Ассоциации блогеров и агентств Анастасия Красникова.
По словам главы РОЦИТ Антона Горелкина, на встрече прозвучал целый ряд конструктивных предложений и озабоченностей представителей отрасли.
"Все эти вопросы нужно обсуждать и стремиться к тому, чтобы в правоприменении не возникало несправедливых ситуаций", - заявил Горелкин. По его словам, в ближайшее время он подготовит несколько депутатских запросов, официальные ответы на которые помогут прояснить спорные вопросы. И смогут стать в том числе и теми самыми документами с зафиксированной позицией регулятора. "Для РКН важно, чтобы маркировка рекламы не стала бременем для бизнеса. Я знаю, что регулятор учитывает мнения предпринимателей и старается идти им навстречу. - заметил председатель РОЦИТ. - Нужно на это смотреть оптимистично. Все шероховатости отшлифуются, главное конструктивная позиция со стороны Роскомнадзора".