О том, насколько оправданны эти ожидания и что Турция получила в обмен на свое согласие, "РГ" рассказал эксперт клуба "Валдай", научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Григорий Лукьянов.
- Что касается утверждения подписанного Эрдоганом протокола Национальным собранием Турции - здесь еще тоже есть определенные вопросы. Скажем так, нет полноценной уверенности в том, что данный протокол будет полностью поддержан турецким парламентом. Сохраняется вероятность того, что сейчас турецкое руководство разыграет карту плюрализма и демократии. В парламенте очень значимое количество политических партий, и партия Эрдогана не имеет собственного большинства. А союзники по коалиции - в том числе партия националистического движения - выступают резко против ратификации протокола и, соответственно, могут проголосовать против. И в данной ситуации Эрдоган может заявить своим западным партнерам, что он свои обязательства выполнил, а турецкий народ и парламентарии - против. И он на них никак надавить не может. Это возможный вариант, который нельзя сбрасывать со счетов.
Альтернативный вариант, который также существует - это то, что в парламенте будет достаточно той самой консолидированной силы, влияния аппарата президента для того, чтобы ратификация протокола прошла достаточно быстро. Тогда в целом здесь вступает тот механизм, который ранее описал генсек НАТО Столтенберг, заявивший, что Финляндия прошла по максимально быстрому пути приема - что Швеция может этот рекорд побить. Все те бюрократические препоны, которые существуют в рамках системы самого НАТО, будут в данном случае отменены - и Швецию ждет максимально быстрая процедура приема в альянс в качестве полноценного члена.
Вот эти два сценария мне представляются наиболее вероятными. На мой взгляд, ситуация более чем неоднозначная. Да, Швеция сделала очень много для того, чтобы добиться благосклонности и согласия со стороны Турции. Но уровень политической пропаганды и накала в турецком обществе - в том числе при поддержке правящей партии и руководства страны - достиг того, что просто так сдать этот вопрос будет достаточно сложно и проблематично даже для Эрдогана, который сейчас доминирует на турецком политическом пространстве. Поэтому я не склонен исключать ни один из указанных вариантов.
Почему Эрдоган подписал протокол сейчас? Западные союзники (не только сама Швеция) сделали очень многое. И в рамках обозначенного после выборов тренда на постепенную нормализацию отношений со странами Запада турецкое руководство в общем-то сделало шаги навстречу по важной для НАТО статье - членству Швеции в альянсе. И этот курс в общем-то не отменен даже сейчас на фоне эскалации палестино-израильского конфликта, поскольку Анкаре, конечно, нужны не только гарантии по поводу курдов и безопасности. В первую очередь, Турции нужна серьезная экономическая помощь, необходимая для решения комплексного экономического кризиса в стране. Речь идет о помощи со стороны Соединенных Штатов - в деле оказания определенного давления на европейские государства, осуществления прямых вливаний в турецкую экономику, создания режима благоприятствования для турецкой экономики. По этому направлению, насколько можно судить, США за лето и осень тоже сделали ряд шагов: у Турции нет оснований не пойти навстречу в определенной степени.
Кроме того, на фоне разыгрывающейся трагедии в секторе Газа сейчас активизируются различные попытки выработать механизмы содействия урегулированию конфликта. Турция далеко не последний игрок в этом плане. На фоне ведущихся переговоров - в том числе о выработке механизмов гарантий и списка стран-гарантов - у Турции есть определенное взаимопонимание с США. Возможно, в интересах игры на повышенных ставках решено сделать определенную уступку, "шаг уважения" западным странам. Для того, чтобы закрепить или завоевать их доверие по вот этому более важному палестино-израильскому треку.
Тем не менее, никуда не деваются вопросы курдской повестки на сирийском треке. Например, вопрос эскалации, возникшей после того, как американские военные сбили турецкий беспилотник в небе над Северной Сирией. Все эти вопросы не только напрягают общественное мнение, но и затрагивают межгосударственные отношения. Но ситуация в регионе значительно усложнилась за последние недели - отсюда можно и нужно допускать достаточную гибкость со стороны турецкого руководства. Особенно учитывая возросшую роль Фидана как нынешнего руководителя МИД Турции: ранее он демонстрировал способность к гибкости и компромиссам с самыми разными, включая американцев.
Нельзя исключать и того, что дальнейшая эскалация палестино-израильского конфликта (в частности, начало Израилем своей наземной операции) повлияет на вопрос шведской заявки в НАТО. Нельзя исключать того, что общественное мнение в Турции окажет давление на турецкое руководство. И такой шаг Эрдогана, который он сделал сейчас, может быть продиктован стремлением избежать этой крайне неудобной ситуации - конфликта с общественным мнением в Турции в ближайшем будущем. Сейчас принять такое решение значит меньше потерять репутационно, чем в будущем, если сценарий развития палестино-израильского конфликта будет наиболее неблагоприятным. Тем не менее, я бы подчеркнул, что Турция в данном случае хоть и выражает максимальную поддержку Палестины, но одновременно занимает определенный нейтралитет по ряду вопросов - для того, чтобы сохранить для себя возможности выступить посредником по урегулированию конфликта. И данная роль безусловно вписывается в стратегию внешней политики Турции: это роль Турции как глобально ответственного игрока, которую декларирует Эрдоган в последние годы. Мне кажется, сейчас это наиболее важно. В турецком руководстве есть понимание того, что из шведского досье они получили уже достаточно много - и здесь важно не перегнуть палку.