Строительный форум показал, что в моду вошли офисы без закрепленных рабочих мест

Одним из самых посещаемых залов выставки 100+ TechnoBuild, прошедшей в Екатеринбурге, стали дизайнерские корнеры - восемь пространств, оформленных в определенном стиле: номер в отеле, рабочий кабинет, салон красоты, ванная комната.
Один дизайн-проект отсылал к конструктивизму, другой - буквально взрывал камни и мозг.
Один дизайн-проект отсылал к конструктивизму, другой - буквально взрывал камни и мозг. / Татьяна Андреева/РГ

Один проект отсылал к конструктивизму, другой - к латиноамериканским мотивам, третий буквально взрывал камни и мозг, четвертый опускал на морское (или канализационное?) дно. Не беремся судить, насколько эти идеи модернистские, а вот разговор о психологии офисных пространств показался интересным.

- По офисам очень мало исследований в Рунете, в отличие от квартир. Основные технологии приходят с Запада и двигают само представление, каким должно быть рабочее место, ведь там человек проводит минимум восемь часов в день, - говорит Алексей Зародов, партнер архитектурного бюро.

Любой проект начинается с выявления потребности клиента, сложность в том, что в этом случае их два: собственник и сотрудник, который будет пользоваться созданным интерьером. Прямой экономической целесообразности во вложениях в дизайн нет, поэтому владелец недвижимости стремится, чтобы "работал" каждый уголок. А персоналу, который видит эти стены изо дня в день, из года в год, не хочется в конце концов их возненавидеть.

- Дизайн - инструмент, с помощью которого можно позитивно влиять на команду. Например, заказчик может попросить: "Посадите на 1000 метров 1000 человек". Нужно объяснять: прямой линейной зависимости между числом персонала и площадью нет, особенно после пандемии. По статистике, пик приходится на понедельник-вторник. В остальные дни в офисе бывает в среднем 60-70 процентов работников: отпуска, больничные, командировки, - поясняет архитектор.

Если часть столов перевести в режим "хот-деск", можно сэкономить 30-40 процентов площадей

В частности, одной компании, которая хотела сократить свои площади на один этаж, предложили гибридную планировку, где нет постоянно закрепленных рабочих мест: ты приходишь со своим ноутбуком и трудишься там, где удобно. Те, кто приезжают в офис раз в неделю, могут воспользоваться переговорной комнатой. Особенно удобен такой формат при большом количестве мобильных сотрудников: в ИТ, торговых компаниях с экспедиторами, риелторских агентствах, креативных студиях. А вот если деятельность связана с конфиденциальным обслуживанием клиентов, например с юридическими консультациями, целесообразнее сохранить кабинетную планировку.

Классический open-space со стандартной квадратно-гнездовой системой рабочих столов постепенно уходит в прошлое: если раньше она занимала 80 процентов офиса, то сейчас на долю неформальных пространств (переговорок, комнат отдыха, кухонь-столовых) приходится уже 40 процентов. Некоторые компании предоставляют своим сотрудникам возможность во время перерыва сыграть в бильярд или пинг-понг, крупный бизнес организует целые фитнес-центры и комнаты для сна и релаксации. К примеру, тюменским айтишникам в одной компании поставили четыре кровати для сон-паузы, а екатеринбургским создали VR-зал.

Современный оpen-space специалисты советуют разбивать на сектора "живыми изгородями", стенами из двойного стекла, декоративными рейками, за которыми скрываются небольшие диванчики, кресла или переговорные на 1-2 человек. Также в качестве перегородок можно использовать магнитно-маркерные доски: пришла менеджеру гениальная мысль в голову - тут же записал, чтобы не забыть.

Если часть столов перевести в режим "хот-деск" (свободные для бронирования любым сотрудником), можно сэкономить 30-40 процентов площадей. Кроме того, поверхности не будут завалены личными вещами - те хранятся в так называемых локкерах, индивидуальных ячейках, закрывающихся с помощью карты доступа. Нечто похожее мы видим в фитнес-центрах и бассейнах. В идеале рабочие столы лучше сделать с регулировкой по высоте, тогда человек сможет часть времени трудиться стоя или поднять-опустить монитор на уровень глаз. А в одном из банков рядом со столами программистов установили телефонные будки со звукоизоляцией, чтобы делать важные звонки в тишине.

По словам дизайнеров, в их профессии больше психологии, чем в любой другой.

- Я часто слышала жалобы от коллег по цеху на вкусы заказчиков. Но потом поняла: наша задача - сделать так, как хочет клиент, используя свои знания и навыки, а не только показывать свой профессионализм и амбиции, - рассуждает Наталья Торкунова, руководитель дизайн-студии, которая выполняет проекты под ключ для предпринимателей.

Удачный результат получается при сочетании четырех факторов: функциональности, технологичности, эстетики и выражения индивидуальности клиента. Функциональность - это продуманное освещение, эргономика и т. п. Технологичность подразумевает применение системы "умный дом". Эстетика - стиль, в котором выполнен интерьер. Допустим, неоклассику в офисе обычно выбирают давно существующие компании, которые хотят выглядеть респектабельно. Если предприятие молодое и демократичное, оно, скорее всего, проголосует за скандинавию, лофт или хай-тек.

Выбирая гамму стен, кроме южной и северной стороны здания, а также корпоративной палитры, надо учитывать психологическое воздействие цвета на человека. Если работа требует большой сосредоточенности, эксперты рекомендуют отдать предпочтение нейтральному бежевому, молочному, серому. Голубой и зеленый снимают напряжение, желтый, красный и оранжевый повышают эмоциональность и креативность, а вот синий и фиолетовый в больших количествах, наоборот, утомляют и порождают инфантилизм.

- Интерфейс рабочего пространства - возможность пользователя влиять на него, делать более удобным, к примеру, настраивать освещение под себя. Или не бежать во время кофе-паузы с пятого этажа на первый, а просто отойти на четыре шага в кофе-пойнт. Тогда человек чувствует, что о нем подумали, - резюмирует Алексей Зародов.