Ямал планирует за 2-3 года перейти на полную переработку мяса оленя

Ямал - признанный лидер в стране по производству мяса северного оленя, но в последнее время отрасль перестраивается с учетом экологических и внешнеэкономических факторов. Основной акцент делается на региональный рынок и полное удовлетворение потребностей социальных учреждений. Подробности "РГ" раскрыл первый замдиректора департамента АПК Александр Земских.
Мясо оленя от говядины отличается более темным цветом.
Мясо оленя от говядины отличается более темным цветом. / Татьяна Андреева/РГ

Александр Владимирович, Ямал в 2023 году сертифицировал производство оленины как органической продукции. Что это дает?

Александр Земских: Для нас и раньше был понятен ее статус, раз используется традиционный способ хозяйственной деятельности. Эксперты лишь подтвердили это. Действительно, аграрии из Приуральского и Тазовского районов получили такие сертификаты первыми в России. Теперь мясо, деликатесы и консервы их производства будут маркироваться графическим знаком "органик". Для потребителя - это подтверждение качества, гипоаллергенности и безопасности товара. В планах же у региона - в течение следующих 2-3 лет увеличить общее производство оленины с 2300 до 2600 тонн без наращивания поголовья и выйти на 100 процентов переработки сырья.

Велико ли нынешнее стадо?

Александр Земских: Примерно 620 тысяч голов. Мы активизировали селекционную работу для повышения продуктивности животных. Также занимаемся биркованием, паспортизацией, здесь ветеринарная служба предпринимает колоссальные усилия. В чем сложность? В отрасли почти 83 процента - частники, которые кочуют по тундре и в определенный момент приходят к заготовительным пунктам, чтобы сдать мясо. Нужно успеть за это время провести все ветеринарные мероприятия, что мы и делаем, вследствие чего улучшили качество оленины в свободной реализации с 68 до 86 процентов.

В планах региона - в течение 2-3 лет выйти на полную переработку сырья

Отправляете оленину на экспорт?

Александр Земских: Поставок в Европу сейчас нет по объективным причинам. Ранее были в Швецию, Норвегию, Австрию, Германию. А основным потребителем за рубежом считалась Финляндия. Теперь эти связи нарушены, но внутренний рынок растет настолько интенсивно, что предложения бывших партнеров сейчас не особенно и интересны, хотя, конечно, диалог с ними не прерываем.

Интересна ли такая продукция Китаю?

Александр Земских: В первую очередь пантовое производство, которое там заточено на народную медицину. По нашим оценкам, в 2018 году объем закупок ямальских пантов был в пределах 200 тонн. В 2019-м поставки прекратились, и вовсе не из-за запрета со стороны России, по решению КНР. Сегодня Россельхознадзор ведет переговоры с китайской стороной, согласовывая условия лицензирования и сертификации продукции. Как только это произойдет и будет достигнуто взаимоприемлемое соглашение, прерванные связи могут возобновиться.

Кто же тогда покупает панты?

Александр Земских: Прямого экспорта нет, они расходятся только на внутреннем рынке. Северный олень раз в год сбрасывает рога, вместо которых у него начинают отрастать новые. Момент их формирования и является промысловым периодом. Еще не окостеневший продукт называют пантовым сырьем, богатым активными минеральными веществами. Но он быстро портится, поэтому в течение 2-3 дней, а в идеале нескольких часов после срезки его нужно заморозить и законсервировать путем сушки. В общем, это целая технология. Рога, по сути, окостеневшие панты, тоже требуют определенных манипуляций.

Всеми видами сырья занимаются большие производства, имеющие серьезную техническую базу. Ямал в состоянии заготовить примерно 100-150 тонн пантов и 200-300 тонн рогов в год. Баланс этот может меняться: если начнем больше срезать пантов, значит, меньше будет рогов.

А в нашей стране из пантов что-то изготавливают?

Александр Земских: Сегодня в России пантовое сырье, как и кровь и некоторые другие продукты оленеводства, используются для приготовления биологически активных добавок. Есть ряд предприятий, которые специализируются на глубокой переработке, там трудятся специалисты с учеными степенями, использующие еще советский опыт времен НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера. А потребителями выступают приверженцы программы активного долголетия, спортсмены.

Однако стратегия отрасли сегодня все-таки развернута в мясном направлении. Помимо того что мы обеспечиваем гипоаллергенным продуктом детсады и школы (в рационе столовых доля оленины сейчас составляет 42 процента, остальное - курятина и говядина), планируем использовать его в качестве прикорма для малышей с восьми месяцев. Кроме того, развиваем тему спортивного питания: осуществляем точечные поставки в Москву, Санкт-Петербург, другие города.

Попадает ли оленина на Средний и Южный Урал?

Александр Земских: Устоявшиеся связи с местными предпринимателями, конечно, есть, как и поставки в торговые сети УрФО. Ряд наших производителей вообще представлен по всей стране. Но важен вопрос объемов.

Ну да, в первом попавшемся магазине такую продукцию не встретишь...

Александр Земских: У нас есть несколько проектов, нацеленных как раз на расширение географии поставок. Один из них, под названием "Фермерский островок", реализуем вместе с Корпорацией МСП. Его суть заключается в том, что в ретейле выделяют площади для продажи продукции КФХ. Корпорация намерена развивать региональную кооперацию, содействовать в организации распределительных центров, что в итоге позволит наладить логистику товаров не только в пределах одного региона. Возможно, после этого ямальская оленина станет доступнее.