01.11.2023 16:06
Поделиться

В Москве прошли ХХVI Елисаветинско-Сергиевские чтения

В Московской консерватории имени П.И. Чайковского, прошли XXVI Елисаветинско-Сергиевские чтения на тему "Профессиональное образование под покровительством императорского Дома Романовых в XIX-начале XX вв.". Всероссийская научная конференция, приуроченная к Году педагога и наставника, организована Фондом содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество".
Глава Фонда ЕСПО Анна Громова выразила надежду, что богатый опыт прошлого будет взят на вооружение молодежью.
Глава Фонда ЕСПО Анна Громова выразила надежду, что богатый опыт прошлого будет взят на вооружение молодежью. / Александр Корольков/ РГ

Елисаветинско-Сергиевские чтения в Москве традиционно проходят 1 ноября, в день рождения великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой, председателя Императорского православного палестинского общества с 1905 по 1917 год, основательницы Марфо-Мариинской обители, в местах, связанных с государственной и общественной деятельностью ее и ее супруга, великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы в 1891-1904 годах, благодаря которому Московская консерватория, где проходили на этот раз чтения, получила еще одно здание.

- Статуя русской святой Елизаветы Федоровны стоит на фасаде Вестминстерского аббатства, - рассказала глава Фонда ЕСПО Анна Громова. - Почему Запад так высоко преподнес ее? За милосердие, гуманизм, любовь ко всем людям. Ее мать была дочерью английской королевы Виктории. В России Елизавета Федоровна обрела вторую Родину. В годы Первой мировой войны у нее было 85 благотворительных комитетов, она занималась помощью раненым воинам в масштабах всей страны, отправила на фронт 25 "летучих отрядов", оказывавших помощь по примеру современной "скорой помощи". Елизавета Федоровна, возможно, будет тем мостом, который установит общегуманистическую связь с миром. Этот мост связывает нас со Святой землей, где в храме Святой Магдалины находятся ее мощи.

Профессиональное образование в России началось с Петра I, который задумал превратить Россию в сильнейшее государство. Богатые природные ресурсы нашей страны существенно облегчали реализацию его планов, однако мало добыть сырье, нужно еще и правильно переработать, сделать нужный продукт.

Для императорского дома попечение о благе государства означало заботу об образовании, воспитании и трудовом обучении детей. На развитие образования обратила внимание императрица Мария Федоровна, супруга Павла I и основательница крупнейшего благотворительного "Ведомства учреждений императрицы Марии", просуществовавшее с 1797 до 1917 года. Под его эгидой возникли сиротские приюты, богадельни, больницы, гимназии, институты благородных девиц, Российское общество Красного Креста и многие другие.

Императрица Мария Александровна, сподвижница императора Александра II, обладая педагогическим талантом, положила начало новому этапу женского образования, учредив женские гимназии, о правилах обучения в которых рассказал доктор исторических наук Алексей Хитров. О женском медицинском образовании сообщил заведующий кафедрой Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета Игорь Зимин.

По инициативе Марии Александровны началось развитие русских школ на Святой Земле. Ее сын - Великий князь Сергий Александрович был инициатором создания и председателем Императорского православного палестинского общества, утвердив присутствие России на Святой земле. Став во главе ИППО в 1880-х годах, он умудрился открыть в Палестине, где тогда не разрешалась частная собственность для иностранцев, восемь подворий РПЦ, 100 школ, построить в честь матери храм Марии Магдалины. Первая мировая война и революция прервали на взлете русский гуманитарный прорыв на Ближнем Востоке - русские школы были закрыты, а педагогический персонал выслан из страны.

В конференции приняли участие историки, архивисты, краеведы, священнослужители из Москвы, Калининграда, Санкт-Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Вологды. Они говорили об особенностях медицинского, юридического, педагогического, военно-морского, кадетского образования, последнее навлекло на себя непоправимые удары революции.

С1888 до 1917 годы профессиональное образование активно развивалось. Утвержденные в 1888 году, во времена правления Александра ІІІ, "Основные положения о промышленных училищах" на законодательном уровне установили единую систему профессионально-технических учебных заведений.

Участники конференции выразили надежду, что богатый опыт в организации процесса образования под покровительством дома Романовых будет изучен и взят на вооружение молодежью.