Скоро большинство товаров будем покупать в автоматах, этот вид торговли стремительно растет?
Леонид Нестеренко: В целом говорить о каком -то серьезном росте сегодня не приходится. Во время пандемии вендинг был включен в список пострадавших отраслей при поддержке "ОПОРЫ России". Мы объяснили, что 80% всех автоматов находятся в бизнес-центрах, которые в то время не работали.
Сегодня рынок затаился, если оценить объективно. Посчитать, насколько он вырос или снизился, практически нет никакой возможности, поскольку нет единых четких контуров.
Часть рынка в тени?
Леонид Нестеренко: По нашим оценкам, 30% рынка находится в Москве. Однако с введением торгового сбора в столице рынок стал сокращаться и даже уходить в тень. К примеру, сейчас в столице официально зарегистрировано 11 тыс. автоматов. Однако, по оценке союза, количество торговых автоматов в Москве составляет не менее 50 тыс. Получается, около 40 тыс. находится просто в тени и никто о них не знает.
Какие есть инновации в отрасли?
Леонид Нестеренко: Очень много инноваций в вендинге. Совсем недавно появился робот, который варит пельмени и продает их через торговый автомат. В Москве в метро стоят блиндозеры, которые при тебе прямо жарят блин с начинкой и выдают его в фирменной упаковке. Роботизированные руки варят кофе.
Сейчас мы активно развиваем проект "Школьный вендинг", в рамках которого планируем установить торговые автоматы в школах, и уже, в частности, в Калуге они стоят. Суть в том, что дети только получают и выбирают товар, а оплачивают и контролируют этот процесс через мобильное приложение их родители. Получается, что это такая уникальная модель, когда потребитель прямой не имеет возможности оплатить покупку и все происходит под контролем и из кошелька родителя.
Каковы объемы рынка вендинга в России?
Леонид Нестеренко: Если говорить о прямом объеме рынка, то это не самые большие цифры - в случае если ориентироваться только на ОКВЭД, это порядка 60 млрд руб. в год. Приблизительно это где-то 150 тыс. автоматов, около 8 тыс. предпринимателей и около 40 тыс. рабочих мест. Это если брать цифры конкретно по продаже кофе и снеков через автоматы.
Впрочем, мы предлагаем посмотреть на эту отрасль шире, в этом случае охват и объем рынка гораздо больше. То есть это сотни тысяч устройств различного типа, десятки тысяч предпринимателей и сотни тысяч рабочих мест.
Почему так сложно посчитать?
Леонид Нестеренко: Чтобы посчитать объемы, необходимо четко определить единый для отрасли код ОКВЭД. На сегодняшний день в вендинге происходит довольно серьезная диверсификация. Это привело к тому, что понятие автоматизированной торговли и автоматизированных услуг стало достаточно размытым. К вендингу можно отнести и автоматы с зарядными устройствами для телефонов, автомойки самообслуживания, микромаркеты, массажные кресла и даже кассы самообслуживания. Однако под коды ОКВЭД попадает лишь торговля через торговый автомат штучным товаром в одноразовой упаковке. Все остальное размыто в других видах деятельности - общепите, услугах и т.д. СОТА ведет работу по изменению кода ОКВЭД, поскольку нынешний устарел. Изменение кодов ОКВЭД отрасли поможет обелить рынок.
Каким образом?
Леонид Нестеренко: Государство сможет увидеть наиболее полно, сколько в секторе занятых и сколько там всего денег, а также посчитать белых и серых игроков.
Кто сегодня занимается вендингом?
Леонид Нестеренко: Львиная доля предпринимателей это, наверное, 80% - малый бизнес с выручкой до 800 млн руб. в год.
Если говорить про микробизнес, то он составляет от 20 до 30%, что тоже много. Также есть примеры успешного взаимодействия крупного бизнеса и малого. Предприниматели устанавливают свои автоматы на выгодные локации и получают удобную логистику по доставке продуктов питания и гарантированно узнаваемый бренд.
Как обстоят дела с импортозамещением, автоматы импортные или наши?
Леонид Нестеренко: Вендинг питьевой воды в розлив активно развивается, и на нем работает много локальных, наших российских производителей оборудования. Если оборудование для кофейного и снекового вендинга в основном ввозилось из Италии, то сейчас все чаще из Китая. В России производилась только небольшая его часть. Так, выросли большие производства в Перми, Воронеже, Кирове. То есть это наши отечественные производители, у которых практически на 80% локализовано производство в России. Даже платы делаются в нашей стране.
Как на отрасль повлияли санкции? Есть ли теперь сложности с запчастями и оборудованием?
Леонид Нестеренко: На самом деле, некоторые компании остались в России и продолжают работать с нашим бизнесом. Часть рынка переориентировалась на Китай. Безусловно, выросли продажи и загрузка наших российских производителей. Произошло некое перераспределение рыночных объемов. Тем, кто работал с итальянской техникой, сейчас сложнее. Поскольку логистика подорожала, как и курс валют. Сегодня рынок состоит примерно на 40% из итальянского оборудования, 30-40% - российское и 30% - Китай, но его доля растет.
Вендинг это прибыльный бизнес? Выгодно ли работать без найма персонала?
Леонид Нестеренко: Без найма не получится. Потому что нужно все равно нанимать операторов, техников. И если пересчитать выручку в фонд заработной платы в сетях торговых и в вендинге, то деньги примерно одни и те же. То есть один магазин генерит выручки столько, сколько генерит, например, там, 20 автоматов или даже 30. Соответственно, чтобы обслужить 20-30 автоматов, нужно столько же людей, сколько требуется продавцов-кассиров и грузчиков на один магазин. Здесь вопрос не в том, что нет людей. Их просто нет в процессе обслуживания. По факту кто-то приезжает и загружает этот автомат, а кто-то исправляет ошибки, ремонтирует, меняет запчасти, убирается вокруг него - все это люди, которые получают заработную плату. Средняя рентабельность в вендинге составляет 12%. Может доходить и до 25%. Окупаемость при этом составляет от трех до пяти лет. Если ты вложил деньги в автомат, то примерно за ближайшие три - пять лет ты можешь вернуть вложенные деньги. Потом ты уже начнешь зарабатывать прибыль. Вот плюс-минус такие показатели.
А если сравнить прибыль точки продажи кофе и торгового автомата, работающих примерно в одинаковых условиях спроса и проходимости, кто больше заработает?
Леонид Нестеренко: Конечно, кофе-точка с баристой окупится быстрее в разы. И маржинальность выше, конечно, у традиционной кофе-точки. Вендинг - это сетевой бизнес. То есть ты ставишь не одну, а десять или сто точек, и у тебя, соответственно, сразу из каждой точки постепенно формируются денежные потоки. В целом для предпринимателя вендинг интересен именно своим масштабом.