Впрочем, от начала переговоров до самого вступления путь неблизкий и, как показывает пример Турции, не всегда успешный. Сейчас Брюссель торопится начать с Украиной переговоры, хотя она не выполнила всех условий, что признает и Еврокомиссия. Однако это не означает, что дальше все пойдет так же быстро. С точки зрения Брюсселя, вступление в ЕС - это прежде всего "морковка", которой очень удобно размахивать перед носом страны-претендента, добиваясь от нее выполнения всех выдвигаемых Евросоюзом условий. И Украине пододвигают эту "морковку" максимально близко, повышая таким образом эффективность воздействия. Но в момент вступления в ЕС волшебная "морковка" тут же утратит свою силу, а Брюссель потеряет возможность влиять на Киев, получив вместо этого множество проблем. Поэтому спешить с завершением переговоров Евросоюзу нет никакого резона.
Евросоюз вполне способен "переварить" небольшую Молдавию или Боснию, но вступление Украины может просто взорвать его изнутри, что европейские политики давно и хорошо понимают. По оценкам той же Еврокомиссии, Украине, если она вступит в ЕС, ежегодно придется отдавать около восьмой части союзного бюджета, или почти 200 миллиардов евро. И это не считая ущерба для европейских компаний, которые столкнутся с масштабным притоком на рынок дешевой украинской продукции и услуг. Чем это грозит, можно сейчас наблюдать на примере польских фермеров и транспортников. В политическом же плане Украина значительно усилит "восточный блок" внутри ЕС и ослабит влияние западных стран, в том числе Германии и Франции. Причем именно Германия и Франция, как основные доноры бюджета ЕС, будут за все это платить.
Перспектива для Парижа и Берлина не самая привлекательная, поэтому они намерены сначала серьезно реформировать ЕС и только потом его расширять. Реформа должна гарантировать им как минимум сохранение влияния за счет отмены права вето в Совете ЕС. Однако германо-французские планы реформ простираются гораздо дальше - вплоть до разделения ЕС на разные зоны или "классы" интеграции. В таком Евросоюзе будет привилегированное "ядро" и ограниченная в правах и возможностях периферия. И не исключено, что именно там, на периферии, окажутся после вступления сегодняшние страны-кандидаты, включая Украину.
Киев, конечно, заявляет, что станет для ЕС "активом, а не обузой" и что расширение европейского рынка на Украину принесет Евросоюзу большие выгоды. Но расширить свой рынок, так же как получить доступ к украинским человеческим и природным ресурсам Евросоюз вполне может и не предоставляя стране прав полноценного члена. Для этого нужно лишь полностью изменить украинское законодательство, что ЕС до сих пор делал в рамках соглашения об ассоциации, а теперь продолжит уже в процессе переговоров о вступлении. В результате на Украину будут распространяться все издаваемые Брюсселем законы и постановления, но никаких прав в ЕС она иметь не будет или будет, но весьма ограниченные.