Валентина Талызина сыграла "Пиковую даму" в Театре Моссовета

Новая "Пиковая дама" - подарок театра Валентине Талызиной. Народной артистке исполнилось в этом году 88 лет, но ее творческой активности и жизнерадостности можно только позавидовать. Эту роль она мечтала сыграть давно, и вот мечта сбылась. Режиссер Игорь Яцко воспользовался инсценировкой Романа Козырчикова и превратил самую готическую повесть Пушкина почти что в мюзикл. Здесь много музыки и танцев (весь спектакль идет в сопровождении фортепианного квартета), да и сами артисты то и дело принимаются петь.
Танец Лизы и Германна в финале - всего лишь видение воспаленного мозга, но оно дает нам понять: герой поставил свою жизнь не на ту карту. Кажется, графиня поняла эту ошибку раньше всех.
Танец Лизы и Германна в финале - всего лишь видение воспаленного мозга, но оно дает нам понять: герой поставил свою жизнь не на ту карту. Кажется, графиня поняла эту ошибку раньше всех. / Елена Лапина

Это особенно выразительно обыгрывается в первой части спектакля, когда подвыпившие гусары, отвлекшись от карточной игры, затягивают романсы Глинки и Булахова, забавно включая цитаты из стихов Дениса Давыдова и Пушкина в свои диалоги. Спектакль вообще насыщен поэтическими вставками (они звучат "за кадром", исполненные несравненным голосом Талызиной).

Правда, иной раз эти вставки выбраны не слишком удачно. Так, стихи про чудное мгновенье, сопровождающие первые взгляды Германна и Лизы, здесь явно чужеродны. Как и шутливое переложение "Песни о вещем Олеге" на музыку гимна Белой гвардии, поневоле отсылающее к "Дням Турбиных".

Эту роль Валентина Талызина мечтала сыграть давно, и вот мечта сбылась

Видимо, для тех, кто не читал "Пиковую даму", авторы постановки инсценировали подробно разыгранные картины из молодости графини (здесь ее играет дочь Валентины Талызиной Ксения Хаирова). Ее свары с мужем (Дмитрий Журавлев) из-за проигранных денег, ее объяснения с графом Сен-Жермен (Виктор Гордеев), которые занимают в пушкинской повести полстранички, здесь представляют ряд полновесно развернутых эпизодов. И качество досочиненных сценических диалогов, конечно же, сильно уступает пушкинскому слогу.

Но Валентина Талызина с ее озорством, страстью к импровизации, умением за внешней холодностью показать и сварливую склочность капризной барыни, и живое чувство, и такт, воспитанный десятилетиями жизни в высшем свете, очень хороша!

Несмотря на бенефисную роль, она отнюдь не тянет одеяло на себя: Станислав Бондаренко в роли Германна не уступает ей в выразительности созданного образа. Еще хотелось бы отметить Дмитрия Попова в роли коварного Томского: веришь, что именно таковы были "душки-военные", умеющие блистать, острить, провоцировать приятелей на самые отчаянные поступки и всегда с выгодой для себя выходить сухими из воды. А Ксения Комарова в образе Лизы играет откровенно наивную простушку, едва не ставшую соучастницей преступления…

Впрочем, финал спектакля многое объясняет в любовной линии. Германн сидит в сумасшедшем доме. Ему ничего не надо, кроме бесконечного проигрывания в голове зловещей комбинации из трех карт. Иногда Лиза является ему в видениях словно нежный светлый ангел. Их танец - как целительный бальзам на воспаленный мозг больного, способный хоть на несколько минут избавить его от мучительных карточных расчетов.

Понимает ли он в эти минуты, что поставил жизнь не на ту карту? Вряд ли.

А она - вспоминает ли в своем благополучном замужестве о том первом романе, так жестоко окончившемся трагедией? Как знать...