15.11.2023 18:15
    Поделиться

    С июля этого года доходы России от экспорта сырья выросли в два раза

    С начала июля этого года экспорт российской нефти, нефтепродуктов, газа и угля в стоимостном выражении увеличился вдвое. Такие данные приводит финский Центр исследований в области энергетики и чистого воздуха (CREA). Если в середине лета за границу российское сырье отправлялось на сумму от 2,4 до 3 млрд евро в неделю, то сейчас - на 5-6 млрд евро.
    Европейские и американские санкции перестали ограничивать объемы российского экспорта нефти и нефтепродуктов, а также влиять на доходы от него.
    Европейские и американские санкции перестали ограничивать объемы российского экспорта нефти и нефтепродуктов, а также влиять на доходы от него. / Константин Завражин

    Статистика CREA подтверждается данными российского Минфина о пополнении бюджета нашей страны из нефтегазовой отрасли, по которым доходы от налогов на добычу и экспорт углеводородов резко выросли с августа этого года.

    Лидерами по импорту нашего энергетического сырья уже долгое время остаются Китай, который тратит на него уже почти 2 млрд евро в неделю, и Индия, с начала октября закупающая у нас нефти, нефтепродуктов, угля и сжиженного природного газа (СПГ) больше чем на 500 млн евро.

    Фото: Инфографика "РГ"/ Александр Чистов/ Сергей Тихонов

    Весьма необычно выглядят данные CREA по Евросоюзу. С октября сумма закупок российского энергетического сырья странами ЕС уверенно превысила 500 млн евро в неделю. Летом она не превышала 300 млн евро. И это при том, что в статистике CREA не учитываются "серые" поставки российских ресурсов или их перепродажа через третьи страны. То есть едва ли можно говорить о каком-то резком увеличении объемов импорта ЕС из России, этому мешают принятые Старым Светом ограничения.

    В прошлом основной потребитель наших энергоресурсов - ЕС с августа 2022 года запретил импорт российского угля, с декабря - нефти, перевозимой морскими судами, а с февраля 2023 года - нефтепродуктов, также поставляемых морем. Кроме того, страны ЕС присоединились к потолку цен на российскую нефть (60 долларов за баррель). От газа ЕС не отказывался, но крупнейшие газопроводы "Северные потоки" были взорваны, а газопровод "Ямал - Европа" не работает из-за взаимных санкций.

    Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, к сегодняшнему дню, кроме южной ветки трубопровода "Дружба" (не попал под санкции), осталось два канала поставок нефти и нефтепродуктов из России в страны ЕС. Первый канал - это морские поставки нефти в Болгарию, которые выведены из-под санкций до конца 2024 года. По данным S&P Global Platts, морские поставки нефти из России в Болгарию в октябре 2023 года составили 75 тыс. баррелей в сутки (б/с), или 2% от суммарного объема морских поставок нефти из России (3,53 млн б/с).

    Европа, несмотря на введенные ограничения, вынуждена из-за роста цен на энергоресурсы платить все больше за нефть, топливо и газ из России

    Вторым каналом является перевалка "с борта на борт" (ship-to-ship, STS), которая осуществляется в территориальных водах европейских стран и используется преимущественно для поставок нефтепродуктов. В октябре 2023 года STS-перевалка российских нефтепродуктов осуществлялась в акваториях пяти стран ЕС - Греции, Мальты, Хорватии, Дании и Эстонии. В общей сложности на долю этих пяти стран пришлось 10% морских поставок нефтепродуктов из России (218 тыс. б/с из 2,12 млн б/с).

    В обоих случаях объемы не такие большие, чтобы дать эффект на 200 млрд евро в неделю. То есть дело в цене товара. А это означает, что абсолютно не работает такой важный элемент санкций США и ЕС, как потолок цен.

    По словам Родионова, лето и начало осени были достаточно благоприятными с точки зрения ценовой конъюнктуры на рынке нефти и нефтепродуктов. По данным ЦДУ ТЭК, средняя цена дизельного топлива (ДТ) в Средиземноморье выросла на 40% в период с июня по октябрь 2023 года (с 682 до 962 долл. за тонну), а цена мазута, другого крупнотоннажного сырья российского топливного экспорта, за тот же период выросла на 22% (c 406 до 495 долларов за тонну).

    По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ, эксперта аналитического центра ИнфоТЭК Валерия Андрианова, объемы российского экспорта определяются исключительно обязательствами по сокращению добычи, взятыми на себя нашей страной - как в рамках соглашения ОПЕК+, так и добровольно. Главный механизм, нацеленный на ограничение российского экспорта, - потолок цен, явно не работает. Средняя цена российской нефти марки Urals в октябре достигла 81,52 долл. за баррель, что значительно превышает потолок в 60 долл. Рост российского нефтяного экспорта в ценовом выражении как раз и обусловлен повышением котировок, наблюдавшимся в октябре на фоне событий на Ближнем Востоке (сейчас этот рост сменился некоторым снижением), при одновременном уменьшении дисконта на Urals. Этот дисконт уже перешагнул отметку в 10 долл. за баррель и в октябре составил 9,6. Причем из этого показателя можно смело высчитать 2-3 долл. "естественного дисконта" - то есть объективной разницы в цене двух сортов в силу их различных качественных характеристик.

    Главный механизм, нацеленный на снижение доходов России от экспорта нефти, - потолок цен, явно не работает

    Другое дело, что в отличие от потолка цен эмбарго ЕС на импорт нашей нефти и угля работает. Неизвестно, правда, кому от него сейчас хуже. Поставки нефти и нефтепродуктов Россия перенаправила на другие рынки. Экспорт угля не снизился, более того, по словам заместителя министра энергетики Сергея Мочальникова, спрос на российский уголь за рубежом почти в два раза превышает фактически экспортируемые объемы. И здесь скорее мы сами ограничиваем себя из-за ограниченных возможностей инфраструктуры.

    Европа же, поставившая цель отказаться от российских углеводородов, а в перспективе полностью уйти от использования ископаемого топлива в экономике, скатывается к новой зависимости. Собственных ресурсов, чтобы обеспечить себя сырьем для "новой экономики" - редкоземельными элементами (РЗЭ+), используемых для высокотехнологичных производств и оборудования, у ЕС хватает только для закрытия 10% своих потребностей, остальное приходится импортировать. А главные поставщики здесь опять совсем не США, Австралия или Япония, а Китай, Малайзия и Россия, обеспечивающие суммарно 95,4% импорта РЗЭ+ Евросоюза.

    Поделиться