Курганские кукольники представили свою трактовку "Пиковой дамы"

Театр кукол "Гулливер" представил премьеру "Пиковой дамы" по одноименной повести Пушкина. Интересно, что соавторами постановки стали актеры.
Старый светильник под потолком живо реагирует на события спектакля.
Старый светильник под потолком живо реагирует на события спектакля. / Надежда Достовалова

По выражению одного из российских режиссеров, театр должен удивлять. И неважно, ставят классику или произведение неизвестного автора. Содержание "Пиковой дамы" многие знают со школьной скамьи. Молодой военный инженер Германн выведал тайну трех волшебных карт у 87-летней графини, разбогател, а потом в те же карты все проиграл и сошел с ума. В сюжете много мистики, философских линий, наводящих на размышления: какую роль в судьбе человека играет случай, приносят ли деньги счастье, может ли богатство заменить любовь. "Пиковая дама" до сих пор будоражит творческие умы: ее показывают в кино, создают спектакли.

Молодой режиссер Ольга Петухова тоже не удержалась. Казалось, чем может удивить кукольный театр? Ну разве что вместо актеров будут играть куклы. Правда, в последнее время, чтобы привлечь зрителя, принято переписывать классиков: спектакль по мотивам произведения, поэтому не ждите полного совпадения с оригиналом. Ольга ничего не домысливает. Более того, вводит в пьесу рассказчика, который ни на шаг не отступает от классического текста. Тем не менее зрителю есть от чего удивленно вскинуть брови. Например, от того, как на события в спектакле реагирует старый абажур под потолком. Он то волнуется, раскачиваясь, то успокаивается, едва пропуская тусклый свет. Совершенно потрясающий образ времени.

- Если попробовать время на вкус, оно будет как вяжущая хурма, от которой невозможно сказать и слова, - замечает рассказчик актер Сергей Котельников.

- Конечно, у Пушкина такого нет, это наше ощущение времени, которое, безусловно, присутствует в повести, - поясняет режиссер. - В "Пиковой даме" постоянно идет зацикливание на времени: во сколько это произошло, во сколько другое, подчеркивается, что перед встречей с графиней время шло очень медленно. Пушкин просто мастер растягивать время. На репетициях мы обсуждали каждое предложение и слово произведения. И родилось сравнение времени с хурмой.

Ольга приветствует интересные идеи. В сцене после похорон в квартире у Германна стул оказался наверху ширмы. Оказывается, таким образом Сергей Котельников хотел подчеркнуть душевное состояние героя. В постановке задействовано всего два актера: Карина Султанова (сыграла старую графиню) и Сергей Котельников, который менял по ходу пьесы маски и куклы. Получился практически моноспектакль. Кстати, в "Пиковой даме" играют два состава. Во втором - Егор Неустроев и Оксана Кириевская. Театралы советуют посмотреть оба: моноспектакль - сложнейший жанр, его успех во многом зависит от актерского мастерства, глубины погружения в эпоху, интонации, сценического перевоплощения.

Над постановкой работала большая команда: композитор из Москвы Иван Болгов, питерский художник Ксения Ольховская. Кстати, автор оригинального сценария и режиссер Ольга Петухова - потомственная петербурженка. Она приехала в Курган в прошлом году посмотреть на театр и осталась. Привезенные из Северной столицы куклы и декорации проникнуты духом старого Петербурга.