В 2024 году Google отключит блокировщики интернет-рекламы

Компания Google официально сообщила, что в 2024 году компания выключит API Manifest V2 - особый программный интерфейс, на котором работают расширения самого популярного в мире браузера Chrome и браузеров на движке Chromium, самыми известными из которых являются "Яндекс Браузер", Opera, Microsoft Edge, Vivaldi и "Атом".
iStock

Официально декларируемой причиной перехода с Manifest V2 на Manifest V3 стала оптимизация и безопасность устаревшего API. Manifest V2 позволяет разрабатывать расширения, потребляющие слишком много ресурсов процессора и слишком большой объем оперативной памяти. Он также недостаточно эффективно работает с мобильными платформами.

По данным платформы ChromeStats, сегодня на Manifest V2 работают 128 тыс. расширений и всего 34 тыс. поддерживают Manifest V3.

Однако многие эксперты считают, что Google не до конца раскрывает мотивы отключения Manifest V2. Дело в том, что на API Manifest V2 работают почти все блокировщики рекламы, в том числе такие популярные как AdBlock, AdGuard, а также расширения, обеспечивающие приватность и блокирующие трекеры сайтов.

Трекер, установленный на сайт, собирает информацию о том, кто его посетил, с какого устройства и помогает владельцу сайта разобраться в онлайн-трафике. Но есть и другие трекеры, которые могут принадлежать компаниям, чья главная цель - составление профиля пользователя: сколько ему лет, где он живет, что читает, чем интересуется и пр. Эту информацию можно собрать, обработать, а затем использовать или продать.

Отключение Manifest V2 можно приравнять к запрету использования блокировщиков рекламы и расширений, обеспечивающих приватность пользователя.

Международная некоммерческая группа по защите цифровых прав, Electronic Frontier Foundation (EFF) утверждает, что переход Manifest V3 является примером внутреннего конфликта интересов, который возник из-за того, что Google контролирует как доминирующий веб-браузер, так и одну из крупнейших сетей интернет-рекламы. По их мнению, Manifest V3 прямо вредит усилиям по обеспечению конфиденциальности, так как ограничивает возможности браузерных расширений, особенно тех, которые предназначены для мониторинга и взаимодействия браузера с посещаемыми пользователем веб-сайтами. Согласно новым спецификациям, подобные расширения (например, некоторые блокировщики трекеров, защищающие конфиденциальность) будут иметь ограниченные возможности. В EFF считают, что попытки Google ввести такие ограничения вызывают беспокойство, особенно если учесть, что Google установил свои трекеры на 75% миллиона крупнейших мировых веб-сайтов.

"Веб-браузер должен действовать от имени пользователя и уважать его интересы. К сожалению, Chrome теперь имеет репутацию агента Google, а не программы контролируемой пользователем. Последние изменения Google нарушат расширения конфиденциальности Chrome, несмотря на академические исследования, показывающие, что никаких изменений не требуется", - считает доцент кафедры компьютерных наук и связей с общественностью в Принстонском университете Джонатан Майер

Косвенным подтверждением, коммерческих интересов, которые стоят за этим решением стало то, что Google не отрицает, что она предпринимает усилия по препятствованию использованию блокировщиков рекламы. Ранее в этом году YouTube начал прерывать видео для тех, кто использует блокировщики рекламы, всплывающим окном, предлагающим либо отключить нежелательное расширение или фильтр, либо заплатить за YouTube Premium. А недавно появились сообщения о задержках воспроизведения видео при использовании браузеров, использующих блокировщики рекламы. Так пользователи браузера Firefox рассказали о задержке примерно в пять секунд перед началом воспроизведения видео на YouTube.

Google признала, что намеренно делает потребление видеоконтента менее удобным для пользователей, не желающих отключать расширения браузера, нарушающие правила пользования сервисом.

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников отмечает, что владельцы сайтов уже многие годы жалуются, что из-за блокировщиков рекламы недополучают доходы. "Так еще в 2016 году владельцы сайтов недополучили из-за блокировки рекламы около $40 млрд. А согласно исследованиям AdRiver, количество рекламных показов из-за блокировщиков уменьшается на 5-20%", - рассказал директор РАЭК.

При этом, для многих интернет-проектов, СМИ и блогеров интернет-реклама является единственным средством монетизации.

"Конечно есть риск, что часть пользователей, которым важно отсутствие рекламы, перейдут из Chrome в другие браузеры, - говорит Гребенников и продолжает, - Но это не означает, что блокировщики не адаптируются к API Manifest V3, хотя они признают наличие технических ограничений. Например, уже есть uBlock Origin Lite, который совместим с Manifest V3. И вероятно, другие блокировщики тоже найдут новые возможности и не отдадут этот рынок просто так, так как они неплохо на этом зарабатывают".