Поделиться

Поможет ли искусственный интеллект снять нагрузку с учителей

Правительство планирует внедрить до 2030 года автоматическую проверку домашних заданий в школах. Об этом говорится в новом стратегическом направлении в области цифровой трансформации образования. Решение должно помочь разгрузить педагогов. ИТ-специалисты отмечают, что реализовать задумку возможно, но эксперты в области образования смотрят на искусственный интеллект скептически.

Ранее замглавы Минцифры России Олег Качанов на Всероссийском форуме "ПРОФ-IT" заявил, что на базе Московской электронной школы планируется создать специальную государственную информационную систему, которая и должна предусматривать автоматическую компьютерную проверку.

Сама идея автоматизации возникла еще в 2021 году в стратегии Минпросвещения РФ "Цифровая трансформация образования". Согласно документу, в будущем с помощью искусственного интеллекта планируется проверять половину работ учеников. Однако эксперты сомневаются, что нововведение будет эффективным в процессе обучения и поможет преподавателям сократить ежедневную рутину.

- Зачастую домашняя работа носит творческий характер. В образовательной программе есть выполнение индивидуального проекта. Проектно-исследовательская деятельность формирует навыки аргументирования, выдвижения гипотез и отстаивания своего мнения. Не представляю, как машины смогут оценивать такие задания, - считает председатель территориальной организации профсоюза "Учитель" в Санкт-Петербурге Ольга Калугина.

Она добавляет, что важен и индивидуальный подход. Учитель должен видеть, как ребенок справляется с поставленными перед ним задачами. Педагог понимает уровень знаний учащегося и может исходя из этого давать разноуровневые задания. И здесь помощь электронного разума выглядит утопично.

Многие эксперты сходятся во мнении, что искусственный интеллект сможет проверить только простые задания, например, тестовые. Ольга Калугина отмечает, что тесты могут быть эффективными - все зависит от того, как они составлены. Но такой формат не способен решить все задачи образования.

- Обучение также должно решать проблему общения. Нам важно не допустить потери детьми навыка формулирования мыслей, - говорит председатель петербургского профсоюза.

Председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Общероссийского профсоюза образования Иван Кайнов уверяет, что тест возможно составить так, чтобы школьники мыслили, решая его. Например, преподаватель может сделать по пять вариантов ответов с готовыми рассуждениями на каждый вопрос. Ученикам нужно будет лишь определить, верны они или нет. И с проверкой таких заданий машина легко справится.

- Мы это делаем, чтобы сэкономить время, бумагу, и при этом чтобы ребенок размышлял. Важно, насколько такие тесты нестандартны. Это не значит, что мы должны их часто использовать. Раз в четверть можно давать такое задание, - говорит Иван Кайнов.

Аналитик данных компании "Медси Диджитал" Александр Лакиза утверждает, что для проверки тестов нейросети не нужны. Достаточно простой программы, которой на вход подается правильный ответ, возможные варианты ответов и то, что выбрал пользователь, то есть ученик.

Большие языковые модели по типу ChatGPT уже могут решать некоторые задачи из физики и математики с развернутым ходом решения. Однако сейчас эти нейросети недостаточно проработаны и допускают ошибки даже в самых простых заданиях.

По словам специалиста, уже существуют нейросети, которые умеют "читать" и рукописный текст. Систему сперва нужно обучить, предоставив ей несколько сотен или тысяч изображений каждой буквы алфавита, написанной разными способами. В теории такая нейросеть сможет распознавать даже самый кривой почерк.

Нюанс в том, что в русском языке есть похожие прописные буквы, например "т" и "ж" - их нейросеть может перепутать. Или, например, слово "лилии" может стать настоящим испытанием для электронного разума. Нейросеть может помочь также в выявлении списываний.

- Информационная система легко распознает текст, заимствованный из ГДЗ, это будет работать как обычный антиплагиат. Теоретически можно внедрить и распознавание списывания между разными людьми. По-аналогии тексты будут сверяться на схожесть формулировок, - объясняет Александр Лакиза.

Он уточняет, что полностью довериться системе нельзя, поскольку есть задачи с узким списком формулировок. Так, у 30 детей в классе могут получиться идентичные ответы, и нейросеть в таком случае скажет, что все списали у того, кто отправил первым. Важно учитывать, что подход преподавателей к составлению домашних заданий в эпоху технологий меняется.

- Я уверена, что учителя теперь больше составляют задания самостоятельно и стараются делать их более творческими и креативными, чтобы учащиеся не могли бездумно списать с ГДЗ или найти ответ на первой выданной поисковиком странице. Это требует усилий, поэтому нужно учитывать и время, которое уходит на составление таких заданий. - отмечает Ольга Калугина.

Всероссийское исследование загруженности педагогов начальной школы, которое провел "Яндекс.Учебник", показало, что более 48 процентов учителей тратят на подготовку к уроку более двух часов. Это время уходит на проверку домашних работ, составление планов, подбор упражнений для самостоятельных и составление новых "домашек".

И этот аспект работы учителя остается ненормированным. Средняя ставка педагога - 18 часов. Преподаватель должен укладываться в это время, что не всегда возможно.

- Когда я была учителем, в основном проверяла домашние задания дома, - объясняет Ольга Калугина.

Иван Кайнов уточняет, что оплата за проверку домашних заданий в Санкт-Петербурге и Ленинградской области есть, хоть и не для всех педагогов. Она выражена в коэффициентах. Доплаты незначительные, от 300 рублей до трех тысяч. Он обращает внимание, что для современных учителей более острой проблемой являются непрерывно добавляющиеся элементы развития системы образования, к коим относится и цифровой разум-помощник.

Сейчас нейросети допускают ошибки даже в самых простых заданиях

Помимо ежедневной подготовки к урокам, проверки тетрадей, проведения родительских собраний, ведения чатов, выхода из внештатных ситуаций и конфликтов, подготовки учеников к контрольным и ВКР, участия в вебинарах, конкурсах и заполнения индивидуальных карт развития ребенка, на педагогов ложится еще и нагрузка освоения нововведений, приходящих сверху. И часто такие эксперименты на этапе проб оказываются проигрышными.

- Многие идейные вдохновители не предполагают, что новые идеи и веяния внедряются руками учителей, которые и так работают на одну-две ставки. Всем новым программам нужно обучаться, а у нас половина работников образования - педагоги, которым за 50 лет. Из-за множества технических экспериментов у учителей не остается времени на живую работу. А они еще и сами живые люди, у которых есть личная жизнь, - отмечает Кайнов.

Председатель профсоюза все же считает, что система образования должна развиваться и использование искусственного интеллекта в будущем неизбежно. По мнению эксперта, чтобы такие реформы проходили успешно, в каждой школе должен быть отдельный специалист по ИТ-технологиям.