30.11.2023 11:30
Поделиться

"Яндекс" планирует сравнять стоимость доставки роботом и курьером

"Яндекс" объявил о планах расширить флот роботов-доставщиков с 130 до 260 в 2024 году. Кроме того, компания начнёт сдавать их в аренду другим организациям по сервисной модели для доставки «последней мили» – до конечного потребителя на расстояние до двух километров. Сервисы "Еда" и "Лавка" также планируют расширять автоматизированную доставку.
РИА Новости

Российский поисковик предоставляет техническую поддержку, гарантийное обслуживание и берёт на себя создание высокоточных карт, при помощи которых происходит ориентирование в городе.

Сейчас компания обсуждает внедрение юнитов для доставки товаров с крупными сетевыми супермаркетами, кофейнями и ресторанами быстрого питания. Цифра в 15 самоходных доставщиков называется достаточной, чтобы доставлять еду и продукты в жилом районе с населением в пять тысяч человек.

Другие перспективные заказчики - отели и магазины, жилые комплексы, кампусы университетов и креативные кластеры.

К 2025 году прогнозируется, что стоимость доставки роботами не будет превышать стоимость обычной доставки или будет ниже. Для этого коэффициент загруженности робокурьера должен быть не ниже 80% - это 12-15 доставок в день.

С момента запуска проекта в 2019 году умные устройства преодолели 600 тысяч километров и доставили 300 тысяч заказов. Они работают в Москве, Иннополисе, на курортах Роза Хутор и Красная Поляна, а также городе Мурино в Ленинградской области. В Иннополисе доставка еды и продуктов осуществляется только при помощи роботов. В дальнейшем планируется расширение географии.

R3 - третье поколение - были представлены в ноябре 2021 года. В октябре выпущена новая партия в 50 единиц.

Их программное обеспечение и большинство компонентов разработаны в самой российской компании. В 2023 году робокурьеры привозили вовремя 87% заказов, а путь до места назначения занимал в среднем 8-12 минут. Наибольшая эффективность доставки демонстрируется на расстоянии до двух километров до конечного получателя.

У последнего поколения есть ряд изменений в конструкции, которые помогают им лучше справляться с препятствиями на дорогах. Например, полный привод - все шесть колёс ведущие. Они могут забираться на бордюры высотой до 10 сантиметров, ездить по бездорожью, преодолевать снежную кашу и другие сложные участки пути.

В целом осадки зимой не оказывают значительного влияния на скорость доставки роботами - во время снегопада она в среднем, по оценке компании, увеличивается не более чем на 5 минут. Одна из главных сложностей для роботов во время сильных снегопадов, - когда из-за перепадов температур глубокий снег становится вязким, а под снегом образуется корка льда. В таком случае робот подаёт сигнал технической поддержке, и удалённый оператор помогает ему справиться с ситуацией.

В Москве, в частности, люди помогли трём роботам-доставщикам на заснеженных участках, когда выпало аномальное количество снега. Роботы-доставщики в основном справляются сами или при помощи оператора, и продолжают доставлять заказы даже в непогоду.

Специально для сердобольных самаритян "Яндекс" подготовил инструкцию по извлечению роботов из снежного плена:

- Если вы хотите помочь роботу, то убедитесь, что его колёса не заблокированы, и он едет вперёд, когда вы его толкаете.

- Если колёса заблокированы, подождите немного, пока они разблокируются. Обычно, когда мы понимаем, что робот застрял, разблокировка колёс занимает у нас не более полминуты. Далее можно аккуратно подтолкнуть робота или убрать снег из-под колес, чтобы он мог самостоятельно выехать.

Поделиться