Туристов на Кавказе привлекают скульптурами Чебурашки и героев легенд

В самом сердце Кисловодска установили обещанных в начале года скульптурных Чебурашек. Идея возникла у местных властей сразу после того, как в кинотеатре прошел отечественный фильм про неведомую зверушку. Многие сцены снимали в локациях города-курорта, но Чебурашки не единственная сказочная достопримечательность Кисловодска, которая появилась за последний месяц. Корреспондент "РГ" пробовал разобраться, могут ли новые мифы и предания потеснить Михаила Лермонтова с места главного персонажа в истории Кавказских Минеральных Вод и затмить бальнеологию.
Туристы с удовольствием фотографируются рядом с бронзовыми Чебурашками в Кисловодске
Туристы с удовольствием фотографируются рядом с бронзовыми Чебурашками в Кисловодске / Пресс-служба администрации Кисловодска

Улица Карла Маркса проходит в центре курортной зоны, рядом с ней располагаются городской железнодорожный вокзал, центральная Нарзанная галерея, кисловодская филармония. Теперь же ее украсили одиннадцать Чебурашек - каждая скульптура высотой с киношного героя. Один встречает гостей города у поездов, другой играет с туристами в прятки и выглядывает из-за угла, третий сидит в тележке. Прочие также заняты своими делами и ждут, когда с ними сфотографируются туристы.

Одной из самых запоминающихся сцен фильма "Чебурашка" стала именно та, что была снята в центре Кисловодска - на Карла Маркса. По тротуару катились тысячи апельсинов, а среди них ехал Гена (Сергей Гармаш). В других локациях города-курорта также были сняты важные эпизоды, но именно этот стал одной из визитных карточек картины и успел прославиться еще до ее выхода в прокат.

А все благодаря тому, что зафиксированный съемочный процесс показывал масштаб и сложность задумки режиссера. Эти кадры стали потом "крючком" для туристов, которые сначала в своих городах могли посмотреть кино, а потом прогуляться по тем местам, где оно создавалось, чтобы погрузиться в атмосферу.

После того как "Чебурашка" вышел в прокат, кисловодские власти делают все, чтобы главный герой обосновался в городе: на каждом празднике ходит ушастая ростовая кукла, да и в прочие дни она то и дело гуляет по Курортному бульвару, фотографируясь со всеми желающими. Сувениров с чебурашкой теперь тоже стало больше. Продолжаются бесплатные экскурсии по локациям, где снималось знаменитое кино. Кажется, что персонаж Эдуарда Успенского, никак прежде не связанный с Кавказскими Минеральными Водами, теперь является легитимной частью местной летописи, а главное - частью местного мифа.

Но не успели чебурашки разлететься по интернет-альбомам туристов, как в Кисловодске появились отлитые в бронзе герои другой сказочной истории. У горы Кольцо - одной из главных точек притяжения туристов - установили скульптуры княжны и пастуха. Девушка стоит с кувшином и смотрит на скалу, в которую молодой парень готовится пустить стрелу из лука. Оба - персонажи легенды о появлении необычного природного объекта: в этих местах жила дочь князя, красавица, которая полюбила обычного пастуха. Но отец девушки хотел выдать ее за богатого жениха и придумал испытания: претенденты на сердце дочери должны были победить в борьбе и конных скачках. Пастух победил и в первом, и во втором испытаниях, но было и третье: подарить самое красивое обручальное кольцо. Юноша был беден, а потому не мог соперничать с богатыми конкурентами, которые готовы были преподнести девушке дорогие украшения. Тогда молодой человек взял лук и пустил стрелу в скалу. Та пробила отверстие, через которое открылся вид на Эльбрус. Оно и стало самым необычным обручальным кольцом.

Теперь экскурсоводы, которые будут приезжать с группами, смогут проиллюстрировать эту легенду, а туристы - сфотографироваться с бронзовыми героями.

Соцсети существенно повлияли на популяризацию туризма: путешественнику теперь важно не только узнать больше об этнографии и истории, но и оказаться в местах, которые уже "продвинуты" в сетях теми, кто там побывал, и тоже сфотографироваться на фоне достопримечательностей.

Едет турист по ущелью на автомобиле, а тут из тумана возникает мифический гигантский меч, воткнутый в камень... Эмоции и впечатления просто захлестывают

- С развитием соцсетей как раз и получила новый толчок массовая установка арт-объектов в популярных туристических локациях, - объясняет директор по развитию и коммуникациям компании "Твил", эксперт в области туризма Ольга Шустикова. - Туристские легенды привлекают потенциального потребителя в регион, создают такой образ, чтобы гость приехал и сфотографировался на фоне достопримечательности, поселился в комнате с видом на нее, купил магнитик с ее изображением. Это не только "оживляж" в рассказе экскурсовода, но также возможность прикоснуться к истории, к чуду, чего, собственно, и хотят многие гости, отправляясь в отпуск, убегая от будничной рутины. А свои легенды, истории можно найти в любом месте и сделать их значимым и при этом малозатратным способом привлечь в регион туристов. Затем на эту "легендарную" ось можно нанизывать культурные события, подключать предпринимателей в сфере туризма и гостеприимства.

Меч в камне, установленный в долине Мидаграбинских водопадов в Осетии, дает отсылку ко всемирно известному мифическому персонажу - английскому королю Артуру... который, по последним данным исследований британских ученых, был сарматом, то есть, предком современных аланов. Фото: Владимир Аносов/РГ

Стоит отметить, что Кисловодск, да и Кавказские Минеральные Воды в целом, хотя используют разные способы привлечения турпотока, не предложили какой-то универсальный рецепт. Их соседи по Северо-Кавказскому федеральному округу в последнее время чаще обращаются к мифологии. Например, в Северной Осетии в горах в популярных у гостей локациях, разбросанных по всей республике, установили десять арт-объектов. Едет человек по ущелью на автомобиле, а тут из тумана вырастает мифический гигантский меч, воткнутый в камень... Эмоции и впечатления просто захлестывают. Чего и требовалось добиться.

- Все арт-объекты прямо или косвенно связаны с Кавказом и Северной Осетией, - рассказывает председатель комитета РСО - Алания по туризму Заурбек Кодзаев. - Они формируют у туристов общее представление о республике. О каждом из монументов хочется узнать побольше: что это такое, почему здесь находится? Гиды рассказывают о мифах, об обычаях, о традициях и об истории Северной Осетии. Наши гости узнают, что символ республики - барс, а колесо Балсага - атрибут Нартского эпоса. Меч в камне - осетинский след в легендах о короле Артуре. Профиль человека в шляпе, сделанный из металлических брусьев, это портрет Косты Хетагурова - поэта, основателя осетинской литературы и словесности. .

Мнение

Александр Цыганов, руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве России, профессор:

- Установка различных арт-объектов, опора на историю и народные традиции могут способствовать увеличению срока пребывания туристов в данной конкретной местности или рядом с ней. Такие памятники создают притягательные места для фотографирования, служат пунктами новых экскурсионных маршрутов. Эта практика может быть вполне успешной, хотя осознанно применяется пока не так уж и часто. Но успешные примеры уже есть. Условие успеха - долгосрочная, а не сиюминутная стратегия, ориентированная на привлечение семейных туристов, понимание важности соблюдения баланса исторических достопримечательностей, природных красот, современных развлечений, гастрономического туризма, комфортных мест размещения. Такие примеры уже есть в России, и в дальнейшем число подобных мест будет расти.