Поделиться

Почему цены на хлеб продолжают расти, несмотря на высокий урожай

Цены на хлеб продолжают расти, несмотря на высокий урожай зерновых. Сбор зерна в текущем сезоне, по самому консервативному прогнозу, планируется на уровне 145 миллионов тонн - всего лишь на пять миллионов тонн меньше, чем в прошлом сезоне, когда урожай был назван рекордным, сообщил президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский на пресс-конференции о предварительных итогах уборочной кампании 2023 года. И это не окончательный итог: с учетом новых территорий урожай может превысить 150 миллионов тонн. Тем не менее за минувший год стоимость хлебобулочных изделий из пшеничной муки выросла на пять процентов, а из ржаной - на 5,7 процента, сообщили в Руспродсоюзе.

Сильнее всего это затронуло северные регионы. Например, по данным Мурманскстата на сентябрь 2023 года, в Мурманской области за год хлеб подскочил в цене на 11,5 процента.

Впрочем, по мнению экспертов, в этом нет ничего удивительного. Дорожает логистика, увеличивается стоимость сервисного обслуживания оборудования и запчастей. Стоит учитывать, что российские пекари используют в основном импортное оборудование. По информации Руспродсоюза, одни только транспортные компании с начала года подняли свои тарифы на 35 процентов, а затраты на персонал предприятий за этот же период выросли в среднем на треть. Но самую весомую лепту в рост цены во многих случаях вносит наценка торговых сетей. По словам вице-президента Российского союза пекарей (РСП) Сергея Крауса, она может составлять от трех до 120 процентов.

Кроме того, любопытна сама структура цены на хлеб. По данным РСП, стоимость муки, дрожжей, сахара и других добавок, используемых при выпечке хлеба, а также упаковки составляет примерно 30-40 процентов стоимости готовой продукции. При этом доля муки, несмотря на то что это основной компонент хлебобулочных изделий, составляет около 12 процентов себестоимости.

До сих пор остается актуальной проблема возврата торговыми сетями непроданного хлеба производителям, причем за плату. Отдельные производители получают обратно до трети хлебопродукции, которую не удалось продать, и вынуждены утилизировать ее за свой счет. У отдельных крупных производителей объем возврата может достигать 30 процентов.

- Да, возврат у нас есть, - сообщила корреспонденту "РГ" сотрудница мурманского хлебозавода "Виктория". - Правда, сети не берут с нас деньги за возврат, но в ряде торговых точек мы меняем непроданный хлеб на свежий. И полученную назад продукцию мы утилизируем за свои деньги. Хотя по логике вещей не нашедший сбыта товар должен быть проблемой продавца, а не поставщика. Они сами должны контролировать объем продаж своей продукции и заказывать столько товара, сколько смогут сбыть. К счастью, таких торговых точек у нас немного.

Отдельный и наболевший вопрос - изношенность оборудования хлебозаводов. За исключением некоторых современных проектов, подавляющее большинство техники спроектировано в 50-х годах минувшего века, отмечают в РСП. Необходима комплексная программа модернизации и переформатирование как отдельных заводов, так и отрасли в целом, считают представители отрасли. Они уже не раз обращались в Министерство сельского хозяйства с просьбой принять программу развития хлебопекарной отрасли до 2035 года, но пока этот вопрос остается нерешенным. Лишь в отдельных регионах действуют программы поддержки, в рамках которых предприятия получают субсидии на уровне 2,5 рубля на килограмм продукции и льготных кредитов на закупку муки или зерна. Конечно, правительство РФ компенсирует хлебопекам часть расходов, но этот порядок был введе в действие еще три года назад, когда ключевая ставка Центробанка составляла менее 5 процентов годовых. Сейчас, как известно, она повышена до 15 процентов.

Наценка торговых сетей на хлеб может составлять от трех до 120 процентов

Но даже этой поддержкой могут воспользоваться не все. Как отметил руководитель одного из хлебозаводов Мурманской области, в условия предоставления поддержки из областного бюджета включено обязательство не пересматривать цены. Но в этом случае предприятие рискует закрыться. В прошлом году оно было вынуждено поднять цены на семь процентов, но даже это не очень помогло. В существующих условиях отпускную цену на хлеб в Заполярье необходимо поднимать на 20 процентов и более, чтобы перекрыть все затраты и обеспечить хотя бы небольшую прибыль.

Власти надеются остановить рост цены с помощью установления ценового "потолка". В конце октября Госдума в очередной раз предложила кабмину рассмотреть вопрос об установлении ограничений на торговые наценки для продуктов первой необходимости на уровне 10-15 процентов. Аналогичное предложение было направлено властям в декабре прошлого года, но тогда оно не получило одобрения. Однако ряд экспертов критикует подобное предложение, заявляя, что введение подобных ограничений "деформирует рынок", в результате чего производители вынуждены либо сворачивать бизнес, либо уходить в тень, либо резко снижать качество продукта, переходя на самые дешевые ингредиенты. Ограничение цен должно касаться не только хлебопеков, его необходимо распространять на всю цепочку - начиная от поставщиков топлива и электроэнергии.

Пока продолжается эта многолетняя дискуссия, регионы вынуждены сами искать выход из положения, и ограничение цены чаще всего остается единственным вариантом. Калининградские власти намерены субсидировать увеличение мощностей по изготовлению муки для одного из крупных местных предприятий, которое, в свою очередь, должно взять на себя обязательство производить хлеб и другую выпечку для эксклава и держать определенный уровень цен, чтобы сделать "главный продукт" максимально доступным для граждан.