26.12.2023 07:00
Поделиться

Каждый третий россиянин уже пользуется цифровыми экосистемами

Рынок отечественных цифровых экосистем только за прошлый год заработал около 60 миллиардов рублей, что на 24 процента выше показателя 2021-го. Аудитория таких сервисов превысила отметку в 42 миллиона человек. Это означает, что практически каждый третий россиянин так или иначе использует цифровые экосистемы. При этом активно развивается не только b2с, но и b2b-сегмент.
iStock

Тренд на импортозамещение

Экосистемы для обычного потребителя - максимально удобная история. Ведь управлять десятками сервисов на своем девайсе он может фактически с одного аккаунта. Это избавляет от необходимости держать в голове многочисленные логины и пароли.

Для бизнеса такая цифровизация - отличная возможность снизить размер капитальных затрат и получить полный комплект услуг, начиная от приобретения конкретного продукта и заканчивая его настройкой и обслуживанием. Экосистемы помогают компаниям усилить корпоративную безопасность, сократить сроки разработки собственных продуктов, упростить работу с клиентскими базами, наладить внутреннюю коммуникацию и организовать удаленную работу.

Сегодня многие компании хотят объединить сразу несколько сервисов, чтобы высвободить дополнительные ресурсы. Такая многозадачность тоже является одной из составных частей современных экосистем. Например, платформа МТС Exolve помогает бизнесу разрабатывать собственные приложения для общения с клиентами и встраиваться в уже существующие ИT-системы. В свои коммуникационные продукты клиенты платформы могут легко внедрить готовые сервисы МТС, такие как - обратный звонок, авторизацию по номеру, интеллектуальный выбор, calltracking и многое другое. В итоге меньше времени и средств уходит на разработку, а эффективность взаимодействия с клиентами повышается. Спрос на такую экосистему есть - сегодня на платформе зарегистрировались более семи тысяч разработчиков.

После ухода западных вендоров российский рынок в целом столкнулся с проблемой нехватки собственного софта. Пришлось в срочном порядке искать импортозамещающие решения. При этом важно было не просто создать аналог, а полноценный сервис, отвечающий современным запросам бизнеса. Одной из таких экосистемных платформ стала отечественная МТС Линк, которая объединила все виды бизнес-коммуникаций между сотрудниками компании, ее партнерами и клиентами. Российский сервис уже превзошел по функционалу зарубежные системы. Через платформу можно общаться, создавать онлайн-курсы из записей мероприятий, формировать единую базу знаний для сотрудников, организовывать обучение для новичков или повышать квалификацию персонала.

С чего все началось?

В российском сегменте рынка сегодня органично сосуществуют сразу несколько крупных национальных экосистем. Среди них - цифровые продукты МТС, Сбера, Tinkoff, VK, Avito, Яндекс.

- Насколько это хорошо или плохо - сложный вопрос. Если рассматривать, например, с точки зрения государства, экосистем много, и они между собой не конкурируют и не становятся искусственными монополиями, значит, все в порядке, - поделился мнением генеральный директор компании "Инносети" Артем Ефимов. - Например, сейчас в России есть Яндекс.Поиск как поисковая система, МТС как экосистема в сфере мобильной связи и многих других сервисов, есть свои социальные сети VK и "Одноклассники". Все это атрибуты общей цифровой экосистемы для обычного пользователя.

При этом бизнесу, по словам эксперта, довольно легко зайти на такую площадку. Коммерческие экосистемы более простые - сказывается высокая конкуренция за конечного потребителя. Выражается она в удобстве API, получении ключей и ценах на услуги. С государственными системами все обстоит несколько сложнее. Конкуренция здесь отсутствует, поэтому многое зависит от разработчика, создающего сервис. Хорошим примером в этом плане являются "Госуслуги".

Пришлось срочно искать импортозамещающие решения, причем не просто создать аналог, а полноценный сервис, отвечающий запросам бизнеса

- Низкий порог входа крайне важен и для разработчиков. Особенно если мы берем облачное решение от МТС.Cloud или Яндекс.Облако, AWS или Azur. Пользователь получает все, что ему нужно, буквально в один клик. С другой стороны, стоимость таких сервисов довольно высокая. Кроме того, далеко не всем компаниям подходят существующие экосистемы. Например, для наших сложных ИT-продуктов "Цунами" и "О2" мы используем цифровые облачные экосистемы в формате разумного потребления, а не в виде готовых сервисов.

58,1 миллиарда рублей - объем рынка экосистемных подписок в РФ за 2022 год

В целом на рынке пока нет экосистем, которые могли бы предложить нам готовый продукт на необходимом уровне. Это тоже может стать драйвером для дальнейшего развития цифровых экосистем, - заключил Артем Ефимов.

Подводные камни

Впрочем, не стоит воспринимать цифровые сервисы как панацею от всех невзгод крупного бизнеса. У экосистем тоже есть свои недостатки, причем серьезные. Главный из них - полная зависимость компании от экосистемной архитектуры. Ведь в случае неудачи сменить ее на другую практически невозможно.

- Провал бизнес-модели, построенной на экосистеме, как правило, оказывается наиболее дорогостоящим. Это особенно чувствительно при выборе стратегии на разработку собственной цифровой экосистемы. Поэтому крайне важно осознавать риски. Сегодня только 15 процентов бизнес-моделей, построенных на экосистемах, достигают успеха, - подчеркнул директор Высшей школы компьютерных наук и прикладной математики БФУ им. Канта Михаил Верещагин.

Крайне важно осознавать риски: сегодня только 15 процентов бизнес-моделей, построенных на экосистемах, достигают успеха

Нет однозначного мнения у экспертов и по поводу развития таких сервисов на уровне российских регионов. Пока экосистемы остаются привилегией крупных федеральных корпораций в большей степени из-за необходимости вкладывать в разработку серьезные деньги. Более мелкие компании на местах не обладают достаточными финансовыми и технологическими ресурсами. Разработку собственной экосистемы в регионах стоит начинать только при наличии грамотных айтишников. Кроме того, необходимо четко понимать, для чего такой большой сервис нужен. В противном случае желание "подружить" уже существующие в регионе программные продукты с создаваемой экосистемой может увести компанию в глубокий минус.

- Локальному рынку стоит разрабатывать нишевые экосистемы, которые потом можно будет масштабировать на федеральный уровень. ЖКХ, креативный сектор, профессиональные сообщества - довольно перспективные направления в этом отношении, - прокомментировал цифровой омбдусмен Калининградской области Антон Бурак. - Разрабатывать экосистему всегда дорого, и на каком-то этапе процесс становится сложным. Часто происходит слияние множества сервисов, что подразумевает миграцию данных и замещение дубляжей пользователей. Прибыльность экосистемы часто определяет какой-то один продукт, он лидирует и приносит максимальный доход. Все остальные приложения выступают в роли своеобразных сателлитов, которые насыщают основной сервис пользователями, данными и альтернативными маркетинговыми возможностями.

И все же, несмотря на проблемы, за такой бизнес-моделью компаний будущее. Корпорациям интересны больший поток клиентов, разносторонняя аналитика пользователя и более высокая лояльность. Экосистемы постоянно подстраиваются под портрет клиента и всегда находят, чем порадовать. Это создает очень важный для бизнеса эффект вовлеченности в крупный проект.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Денис Гонтарь
Кстати

Общее количество экосистемных подписчиков в России за прошлый год выросло на 36 процентов. Эксперты связывают это с увеличением интернет-аудитории, которая активно поглощает потоковый контент: фильмы, музыку, сериалы, видеоигры и многое другое. В итоге на рынке появляются игроки, которые предлагают платные пакетные подписки на несколько услуг одновременно. Своей доступностью и удобством они привлекают новых пользователей.

Поделиться