В зоне СВО начали применять зенитно-ракетные комплексы "Гибка-С" на базе "Тигра-М"

Появилось первое документальное подтверждение того, что российские военные стали применять в зоне проведения спецоперации новые зенитно-ракетные комплексы "Гибка-С" на базе бронеавтомобиля "Тигр-М". Редкий фотокадр, на котором запечатлена боевая машина, задействованная на линии боевого соприкосновения, опубликовал Telegram-канал "Военный обозреватель".

Впервые об успешном применении в зоне СВО таких комплексов сообщалось еще летом прошлого года. Однако в Сети не размещались снимки, которые бы демонстрировали участие такой военной техники в боевых действиях.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) войсковой противовоздушной обороны ближнего радиуса "Гибка-С" создавался для придания высокой мобильности переносным ЗРК типа "Игла" различных модификаций и "Верба".

Комплекс представляет собой турельную установку, на которой крепятся контейнеры с зенитными ракетами. Рассматривались различные варианты шасси. Наиболее оптимальным сочли бронеавтомобиль "Тигр".

Готовый ЗРК "Гибка-С" впервые был показан военным в закрытой части форума "Армия-2016". В дальнейшем его неоднократно демонстрировали на других выставках уже в открытом режиме.

Комплекс предназначен для прикрытия войск на марше, на позициях и во время ведения боевых действий. Самостоятельно или вместе с другими средствами ПВО он способен засекать и поражать широкий круг средств воздушного нападения противника - от самолетов тактической авиации и крылатых ракет до высокоточных боеприпасов и беспилотников.

Стоит отметить, что "Гибка" в морском исполнении давно стоит на малых артиллерийских кораблях "Астрахань" и "Волгодонск", а также на большом противолодочном корабле "Вице-адмирал Кулаков". И при создании сухопутного варианта разработчики использовали уже готовые компоненты корабельного 3М-47 "Гибка".

Боевая машина "Гибка-С" оснащена оптико-электронной станцией наблюдения и пусковой установкой, которая обеспечивает круговое наведение по горизонтали и позволяет изменять угол возвышения контейнеров с ракетами. В походном положении установка складывается и ложится на крышу броневика. Готовый к применению боекомплект - 4 ракеты. Внутри машины перевозятся еще 4.

Управление установкой и ракетами осуществляется с операторского пульта, помещенного в салоне бронеавтомобиля. Система управления обеспечивает применение в любое время суток при любых погодных условиях.

В экипаж боевой машины входят водитель, командир-оператор и два стрелка-зенитчика. При необходимости последние могут спешиваться и самостоятельно использовать имеющиеся ПЗРК из укладки. За счет этого обеспечена возможность одновременного пуска по трем разным целям или до трех ракет по одной.

Боевые качества "Гибки-С" зависят от типа используемых ракет. Так, изделие 9К338 "Игла-С" позволяет атаковать воздушные цели на дальностях до 6 км и высотах до 3,5 км на встречных и догонных курсах. Двухспектральная инфракрасная головка самонаведения дает высокую надежность сопровождения и вероятность поражения цели. При использовании ПЗРК 3К333 "Верба" дальность увеличивается до 6,4 км, высота - до 4,5 км. Трехканальная инфракрасная головка самонаведения отличается повышенной надежностью и помехозащищенностью.

Для слежения за воздушной обстановкой, обнаружения и сопровождения целей используется специальная машина на базе "Тигра". Она несет малогабаритную РЛС 1Л122 "Гармонь", которая размещается на крыше броневика, а в салоне находится операторский пульт.

Заметим, что еще опыт войны в Югославии показал эффективность применения переносных зенитно-ракетных комплексов против крылатых ракет. Эффективны они и против дронов с бензиновыми двигателями. А высокая мобильность "Гибки-С" значительно повышает качество противовоздушной обороны в зоне СВО.