28.01.2024 10:34
Поделиться

"Киберпонедельник 2024": Как отличить реальные скидки от фейковых

"Киберпонедельник 2024" - одна из трех крупнейших российских распродаж, стартует в ближайший понедельник. В это время магазины-участники предлагают товары со значительными - на первый взгляд - скидками, однако, для того чтобы сделать действительно выгодные покупки, следует основательно подготовиться.
Счастливые люди покупают в интернете вещи
iStock

Изначально "Киберпонедельник" появился в США. Этот маркетинговый термин придумали в 2005 на основе исследования Shop.org, которое показало, что в первый понедельник после "черной пятницы" 2004 года (крупнейшей распродажи в этой стране) было сделано невероятное количество интернет-покупок. А название возникло из наблюдения, что миллионы людей после выходных, посвященных большому шоппингу в обычных магазинах, продолжили делать покупки в интернет-магазинах уже на работе.

В России "Киберпонедельник" проводится с 2013 года и никак не привязан к "черной пятнице", однако свою главную особенность - ориентацию на онлайн-магазины - он сохранил. В этом году "Киберпонедельник" будет проводится три дня, с 29 января до 1 февраля, и в нем принимает участие более 200 интернет-магазинов и 3 маркетплейса, где будут предлагаться товары в категориях: одежда, обувь, аксессуары, бытовая техника, детские товары, товары для дома, косметика и парфюмерия, спортивные товары, подарки, туризм, путешествия, автотовары, книги, зоотовары, еда, образование, финансы. Полный список участников можно посмотреть на сайте Киберпонедельник 2024. При этом надо учитывать, что некоторые магазины могут начинать свои распродажи раньше 29 января, а заканчивать позже 1 февраля.

Однако несмотря на то, что во время "Киберпонедельника" можно действительно сделать выгодные покупки, проблема так называемых фейковых скидок до сих пор существует на всех крупных распродажах. Вопрос "РГ" "как вы решаете эту проблему" два из трех участвующих в акции маркетплейсов оставили без ответа

Фейковые скидки, это простой, но эффективный маркетинговый прием, когда накануне какой-то акции цена на товар увеличивается, а во время распродажи снижается. В итоге 50% скидка может оказаться, по сути, пятипроцентной, или даже нулевой. Некоторые интернет-магазины поступают еще проще, они просто рисуют произвольный ценник, потом перечеркивают его и указывают произвольный размер скидки.

Справедливости ради отметим, что на двух маркетплейсах, участвующих в "Киберпонедельнике 2024" - Wildberries и "Мегамаркет" есть окошки, где показывается история ценовых предложений товаров на этих площадках (за 3 последних месяца Wildberries и за 2 в "Мегамаркете"). Нередко, за пару кликов, можно убедиться, что "выгодная" цена с "50%" скидкой практически ничем не отличается от предложений конкурентов и даже от цены на этот товар за последние 2-3 месяца

Но как отследить историю цены на маркетплейсе или в магазине, где опция "истории цены" не предусмотрена? В этом случае можно просто выяснить цену товара простым запросом в браузере с определенным временным промежутком.

Для тех, кто хочет более основательно подойти к шоппингу, есть такие сервисы как трекеры цен. Их часто можно установить как расширение для браузера Chrome. Большая часть из них платная и предназначена для аналитиков интернет-магазинов, но у некоторых есть бесплатный пробный период. Обычно это 3-7 дней. Там можно посмотреть не только историю изменений цены товара за длительное время, но и изменение скидок на него, и даже количество продаж. Мы для эксперимента воспользовались сервисом Moneyplace.io и выяснили, что выбранный нами смартфон продается уже полгода всеми продавцами по одной и той же цене с одной и той же скидкой (скорее всего предоставленной производителем). Минус таких коммерческих сервисов в том, что они все требуют регистрации и скорее всего на указанную вами почту или номер телефона поступят предложения о приобретении их коммерческой версии.

На что еще стоит обращать внимание, если вы хотите сэкономить. На "кэшбек" или баллы. "Кэшбек" в данном случае взят в кавычки не просто так. И магазины, и маркетплейсы часто предлагают очень внушительный "кэшбек". Однако, после покупки он не поступит на счет банковской карты, а после регистрации зачислится на ваш счет в определенном магазине или маркетплейсе. Такие виртуальные деньги или баллы вы сможете потратить только в магазине или маркетплейсе, где сделали покупку, либо, и это в лучшем случае, в экосистеме, куда этот магазин входит. Причем, нередко такой внутренней валютой можно оплатить лишь часть будущей покупки, например, 30%. Поэтому прежде, чем соблазниться на приобретение товара с большим внутренним кэшбеком, следует подумать, совершите ли вы в будущем хотя бы одну покупку в этом магазине или маркетплейсе.

Для многих ритейлеров распродажи это отличный способ расчистить свои склады, поэтому часто на распродажах продается одежда или обувь из прошлогодних коллекций или не самых ходовых размеров, электроника прошлогоднего модельного ряда или бытовая техника 3-4 летней давности. И это, в отличие от вышеперечисленных маркетинговых ходов, более или менее честный подход со стороны интернет-магазина, выгодный и продавцу, и покупателю. Смартфон 2022 года выпуска (если это флагман или аппарат средней ценовой категории), купленный со значительной скидкой, будет отличным приобретением, ну а модель холодильника или кофеварки 5-летней давности по своим потребительским характеристикам мало уступает современным. Большинство покупателей и продавцов это отлично понимают и, как показывают опросы, самые популярные категории на онлайн-распродажах - это потребительская электроника и аксессуары к ней, а также одежда и обувь.

И в заключении предупредим об опасности импульсивных покупок на распродажах. Увы, на часть покупателей "90% скидки" до сих действуют магически образом. Рекомендуем заранее определиться с теми товарами или товарными категориями, которые вас интересуют, а если вы просто ищете какое-то особо выгодное предложение, то хотя бы заранее ограничить бюджет предстоящего шоппинга фиксированной суммой.

Поделиться