Кризис в Красном море не приведет к разногласиям в ОПЕК+

Кризис в Красном море из-за нападений на суда йеменских хуситов и военной операции против них стран Запада стал не только реальным фактором, влияющим на мировую торговлю, но и очередным поводом для информационного давления на участников сделки ОПЕК+ со стороны Евросоюза и США.
Значительная часть поставок нефти из России в Китай идет по трубопроводу и из портов Дальнего Востока.
Значительная часть поставок нефти из России в Китай идет по трубопроводу и из портов Дальнего Востока. / Reuters

Сейчас разыгрывается карта увеличения конкуренции между Россией и странами Ближнего Востока в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), в первую очередь, на рынке Китая и Индии. Доводы понятны, доставка нефти и нефтепродуктов в Европу из ОАЭ, Ирака и частично из Саудовской Аравии оказалась сильно затруднена. Танкерам приходится либо рисковать, проходя "бутылочное горлышко" Баб-эль-Мандебского пролива в Красное море рядом с Йеменом, либо идти в обход Африки. Проще и безопаснее доставить товар в АТР, но там сейчас плотно обосновалась российская нефть. А значит, ее хотят подвинуть. В итоге получаем разногласия и увеличение конкуренции среди крупнейших участников сделки ОПЕК+.

Все выглядит логичным, но только на первый взгляд. Во-первых, рынок не работает по щелчку пальцев, часть объемов сырья (для стран АТР - значительная) поставляется по долгосрочным контрактам. Просто так отказаться от доставки не получится. Во-вторых, около половины экспортируемой из России нефти в страны АТР также проходит Баб-эль-Мандебский пролив только в другом направлении (из Красного моря в Индийский океан), чтобы попасть в Индию. В-третьих, и это самое главное, странам ОПЕК+ сейчас в условиях растущих геополитических рисков намного выгодней действовать сообща, как единая сила, а не устраивать междоусобицу. Итогом ее станет обвал цен на нефть, а от этого никому из экспортеров лучше не будет.

Кроме того, крупнейший производитель нефти в ОПЕК - Саудовская Аравия имеет нефтепровод "Восток-Запад", по которому продолжает отгружать нефть для Европы в портах на Красном море, в обход самого опасного участка. С учетом, что по этому нефтепроводу также получают сырье саудовские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), на экспорт отправляется около 3 млн баррелей в сутки (б/с).

По словам зампредседателя Наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева, жесточайшая конкуренция среди участников ОПЕК+ складывается в западных СМИ, которые продолжают всячески ее разжигать. Они постоянно пишут, как Россия втихаря добывает и продает нефти больше, чем оговорено условиями сделки. Собственно, вся эта истерия направлена только на нарушение договоренностей, достигнутых странами ОПЕК+. Конкуренция, конечно, есть, но усилить ее могло бы снятие американских санкций с Ирана или, если бы Венесуэла стала бы добывать нефти в два раза больше, чем сейчас.

Отказ от договоренностей ОПЕК+ означал бы потерю доходов для всех сторон из-за обвала котировок

Как отмечает Андрианов, конкуренция между Россией и ближневосточными государствами объективно всегда существует, но в том и смысл ОПЕК+, чтобы свести ее негативные последствия к минимуму. И сегодня меньше, чем когда-либо ранее за годы существования формата ОПЕК+, целесообразно развязывать ценовые войны. Ситуация на мировом рынке неопределенная - цены на "черное золото" в конце прошлого года даже несколько снизились (и стали расти именно на фоне событий вокруг Йемена). Это обусловлено неясными перспективами спроса - как в Европе, так и в Азии.

По мнению эксперта, произошел негласный раздел рынка между участниками ОПЕК+ - саудиты и их соседи начали наращивать поставки в Европу, чтобы заменить выбывшие российские объемы, а РФ резко увеличила экспорт в Азию, тесня ближневосточные страны на этих рынках. Сегодня становится очевидным, что Эр-Рияду при таком разделе достался не самый лакомый кусок - экономика Европы явно стагнирует. Азия пока тоже не радует бурным экономическим ростом, но там все же перспективы лучше, чем в Старом Свете. Поэтому, конечно, саудиты хотели бы увеличить свои поставки в Азию, но это явно будет происходить не в формате ценовой войны. Отказ от прежних договоренностей означал бы потерю доходов для всех сторон в результате обвала котировок.

С точки зрения Гусева, в ситуации с Красным морем сейчас важно, что, если конфликт затянется и расширится, нам придется постоянно использовать маршрут вокруг Африки. Это увеличит время доставки на 10-14 дней, и автоматически вырастет занятость танкеров.

То есть если возникнет дефицит судов для нашей нефти, то непоставленные нами объемы компенсируют ближневосточные страны. Как отмечает независимый эксперт по энергетике Кирилл Родионов, усиление конкуренции внутри ОПЕК+ было бы неизбежным даже при отсутствии конфликта в Красном море. Участникам альянса приходится прикладывать максимальные усилия для того, чтобы нивелировать формирующийся на нефтяном рынке избыток предложения. В декабре 2023 года объем неиспользуемых нефтедобывающих мощностей в странах Ближнего Востока достиг 4,28 млн б/с, что сопоставимо с объемом добычи нефти в Ираке (4,35 млн б/с), который является вторым по величине производителем среди стран ОПЕК.