Очевидно, что готовить специалистов нового формата невозможно, используя устаревшие методы обучения. К счастью, в образовательной среде это прекрасно понимают. Смешанные форматы обучения, предполагающие как очные, так и дистанционные лекции, электронные журналы, учебники, библиотеки и даже технологии виртуальной и дополненной реальности - все это уже активно используется для подготовки специалистов.
За последнее время в систему высшего образования были внедрены электронные доски, онлайн-лекции, вебинары, проведение смешанных онлайн и офлайн научных мероприятий: семинаров, "круглых столов", конференций, рассказали "РГ" в Институте экономики, управления и права ГАОУ ВО МГПУ. Позитивные отклики получили, например, электронные платформы для обучения, где студент может посмотреть необходимый материал, получить и выполнить задания, узнать информацию о своей успеваемости. Также подспорьем для преподавателей и студентов стали электронные библиотеки и учебники.
Все чаще в образовательной среде применяют и технологии дополненной реальности. "Достаточно просто навести камеру смартфона на иллюстрацию, чтобы увидеть вместо двухмерных картинок объемные модели, например стереометрических фигур", - говорит доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев.
Неотъемлемой частью образовательного процесса, конечно же, стала практика онлайн-обучения, получившая активное распространение в период пандемии. Однако те, кто пророчил, что образование в ближайшем будущем полностью станет дистанционным, оказались неправы. Эксперты уверены, что классические лекции и живое общение с преподавателем, совместные практические занятия и семинары никуда не денутся, просто будут дополнены онлайн-форматом.
"Дистанционная форма обучения дает возможность не пропускать занятия тем студентам, которые по каким-то причинам не могут присутствовать на лекции здесь и сейчас, - поясняет начальник департамента права Института экономики управления и права ГАОУ ВО МГПУ Екатерина Рязанцева. - Однако вряд ли в ближайшее время мы увидим полную замену очного обучения на онлайн. Наиболее вероятно сохранение некого баланса между двумя подходами, так как человек существо социальное, а живое общение является незаменимым условием передачи всей гаммы чувств и эмоций. К сожалению, видеоформат не позволяет реализовать это в полной мере".
Что касается аттестаций и экзаменов, то здесь, по мнению экспертов, также невозможно организовать полностью дистанционный формат таким образом, чтобы он обеспечивал объективный результат.
"В подавляющем большинстве случаев проведение экзаменов и зачетов снова вернулось к общепринятому формату "вживую", - отмечает Екатерина Рязанцева. - Это позволяет обеспечить непосредственный контакт всех участников данного процесса, его объективность и независимость от технических возможностей всех участников. Конечно, в будущем необходимо вводить возможность оценки знаний с применением новых технологий. Однако итоговая аттестация, которая подводит черту всего процесса обучения, должна быть, безапелляционно, только в классическом формате".
Эксперты также прогнозируют активное внедрение в процесс обучения искусственного интеллекта. В прошлом году Открытый университет Великобритании опубликовал очередной сборник инноваций в образовании, в котором большое внимание было уделено тому, как учащиеся и преподаватели будут взаимодействовать с технологиями. Исследователи считают, что внедрение ИИ, скорее всего, приведет к появлению в учебном процессе персонального наставника, который сможет в режиме реального времени давать обратную связь по выполненным заданиям и в случае необходимости пояснять непонятное. Кроме того, такой помощник подскажет, как правильно выполнить большой объем работ или большой проект. Например, разобьет на подзадачи, подскажет, в какой последовательности их лучше выполнить. Также возможно появление виртуального "приятеля по учебе", который сможет кратко пересказать материал, выделит основные моменты, на которые особенно стоит обратить внимание, сможет обсудить различные вопросы по теме, даже самые глупые, которые неудобно задавать реальному педагогу.
Однако внедрение искусственного интеллекта вряд ли будет происходить быстро, так как с этим связан целый ряд нерешенных вопросов. В частности, это потребует пересмотра как подходов в обучении, так и самого изучаемого материала. Также нужно будет установить правила использования ИИ так, чтобы он не смог перейти из разряда полезного помощника в того, кто будет выполнять задания вместо самого студента.
Несмотря на то что до реального внедрения искусственного интеллекта в образовательную среду еще довольно далеко, преподаватели и студенты уже морально готовы к его появлению. Это, в частности, подтверждает исследование, проведенное СберУниверситетом и платформой GeekBrains. Согласно их данным, среди преподавателей перспективу появления ИИ в образовании позитивно оценил 51 процент респондентов, среди студентов - 77 процентов. В качестве основных преимуществ искусственного интеллекта опрошенные назвали экономию времени, а также повышение вовлеченности студентов в процесс обучения. Вместе с тем у ИИ есть и свои минусы. Так, 72 процента преподавателей и 35 процентов студентов опасаются предоставления неточной информации, которую он может выдать. Ведь "машина" все равно время от времени дает сбой. И заметить это может только живой, настоящий интеллект.