Напомним, что по сюжету романа герой просыпается после почти векового сна, в который его погрузили в ходе эксперимента по крионике, проводившегося в 1930-е на Соловках. Теперь бывшему заключенному Иннокентию Платонову предстоит вспомнить и переосмыслить и собственную судьбу, и судьбу России.
"Ровеснику века" довелось попасть в жернова революции. И в один из съемочных дней на территории бывшего завода "Красный треугольник" воссоздали барахолку начала 1920-х годов. В узких краснокирпичных проходах смешались люди, кони. У бочки с керосином выстроилась понурая очередь, под ногами шныряли замызганные питерские гавроши. Парни в буденовках приценивались - не иначе как в подарок невестам - к вещам, украшавшим квартиры бывших хозяев жизни, а ныне обитателей нарождающихся коммуналок.
Мир, заключенный в стенах "Красного треугольника" со всеми этими "осколками" прошлого - бронзовыми часами, японскими вазами, картинами в позолоченных рамах, - казался невероятно реальным, как будто на дворе и в самом деле какой-нибудь 1923 год.
"Настолько это все "вшито" в наше подсознание", - согласно кивает головой художник-постановщик фильма Мухтар Мирзакеев. И обещает: лаборатория по крионике, где заморозили главного героя, тоже будет узнаваема, во всяком случае для тех, кто читал или смотрел фантастику Беляева, его "Человека-амфибию", "Голову профессора Доуэля".
И как сам Водолазкин, будучи блестящим стилистом, аутентично "рисует" картины мира 1910-х, 1930-х годов и нашего времени, так и авторы фильма стремятся передать атмосферу, присущую разным временным пластам.
"В романе и, соответственно, в сценарии есть две эпохи. Причем эпохи, разнесенные на сто лет друг от друга во времени. Мы пытаемся соединить два времени, работая с той довольно популярной сейчас идеей, что времени нет, что время, оно, собственно говоря, в некотором смысле статично", - говорит о будущей картине режиссер Егор Кончаловский.
Надо отдать должное смелости продюсера Сергея Катышева, рискнувшего взяться за киноизложение романа, построенного на дневниках и всполохах воспоминаний героев. Сценарий "Авиатора" - одна из последних работ Юрия Арабова, кинодраматурга, известного своими духовными и религиозными исканиями.
"Сценарий от романа отличается, и я был главным инициатором этих отличий. То, что убедительно выглядит в книге, совсем не обязательно подходит для фильма. Кино - искусство действия, в большей степени", - говорит Евгений Водолазкин, ставший одним из соавторов сценария.
Чем будет отличаться фильм от романа, кинематографисты, разумеется, держат в секрете. Известно лишь одно - если в литературном первоисточнике герой проснулся в 1999 году, то в кино время "разморозки" пришло на четверть века позже, в 2025 году.
За фантастической фабулой романного "Авиатора" скрываются универсальные проблемы вины и прощения, искупления и возмездия. "Да, мы не можем передать все события, коллизии и перипетии героя, - говорит Егор Кончаловский. - Нам важнее передать дух романа. И, конечно же, тема преступления и наказания, покаяния и прощения, одна из системных в романе, у нас присутствует".
"В кино вопросы веры, отношения с Богом сложнее показывать, чем в литературе, - замечает автор "Авиатора". - Нам надо было пройти по очень тонкой грани, чтобы не скатиться в ханжество, в какую-то слащавость или в назидательность и скуку. И в то же время дать понять, что речь идет о жизни каждого человека, которая требует покаяния".
На "Красном треугольнике" в толпе, бурлящей на послереволюционной барахолке, встретились два друга, с детства мечтавших стать авиаторами. В одном из них трудом опознаешь актера Александра Горбатова. После красавца Шаляпина его Иннокентий Платонов 1920-х годов, в ушанке, в дешевом пальто не по размеру, словно из другой жизни.
"Александра Горбатова мы нашли не сразу, - признается Егор Кончаловский. - На кастинг пришли десятки актеров, выбор был очень сложный. Саша пять раз был у нас. Но нам важно было найти созвучие его с актрисой, которая сыграла Анастасию. Мне кажется, что мы сделали правильный выбор, у нас Горбатов играет Платонова, а его любимую женщину из прошлой жизни - Дарья Кукарских. Вообще, получилась звездная команда - снимаются Константин Хабенский, Евгений Стычкин, Евгения Добровольская, Ирина Пегова, Виталий Кищенко".
Фильм "Авиатор" планируют представить зрителю ровно через год, в феврале 2025 года. И, возможно, он станет первой ласточкой в киновселенной Водолазкина - есть надежда, что вскоре знаменитый роман петербургского писателя "Лавр" экранизирует режиссер Эмир Кустурица.
Что говорил "РГ" Эмир Кустурица о съемках "Лавра":
"Я читаю много книг, и в том числе русских современных писателей: Сальникова, Яхину, Прилепина, Водолазкина... В "Лавре" есть любовь, юродивость. Все, над чем я работал в своих фильмах, у Евгения Водолазкина - в одном романе. Я думаю, что временная дистанция - действие происходит в XV столетии - это вызов. Это будет непросто снять. Но в мой фильм в некотором смысле войдет все то, что я создал перед этим".