- Но никаких семейных реликвий у нас не осталось. Практически все было вывезено представителями рода за границу еще во время революции. У ветви в Советском Союзе (это мои прямые родственники) все отобрали во время репрессий. Чудом сохранились несколько фотографий, буфет, портрет Андрея Абазы - внука Юлии Абазы. Что касается буфета, то его мои предки отдали друзьям, и уже их потомки спустя почти 100 лет передали сохраненную реликвию нам. Исторический буфет. Из музыкального салона. На него вполне могли облокачиваться Чайковский и Достоевский, - рассказал Федор Абаза, петербуржец, пианист, лауреат престижных международных конкурсов.
Кстати, со своими дальними родственниками, оказавшимися после Октябрьской революции в европейских странах, в Америке и даже в Африке, он старается поддерживать связь. В большинстве семей сохранили русский язык, православную веру, любовь к России и музыке.
Древнейший из известных предков - паша Мехмет Абаза, занимавший высокую государственную должность в Османской империи, но заподозренный в измене и обезглавленный в Стамбуле в 1634 году. А вот род его супруги, уроженки Польши по фамилии Конепольская (имя установить не удалось), в генеалогическом древе отследили до 1330-х годов. Внук казненного паши Илья обосновался в России. С той поры судьба дворян Абаза неразрывно связана с Петербургом.
Всех перечислять не будем. Перескочим через пару веков к Эрасту Абазе, автору музыки к "Утру туманному". Он был офицером и среди сослуживцев слыл гитаристом и картежником. Впрочем, по семейному преданию, бросил карты после того, как в полевой сумке нашел икону, неизвестно как туда попавшую. Эраст счел это предупреждением свыше. Во время Крымской войны попросился на фронт, был смертельно ранен в боях за Севастополь. Тургенев, узнав о его гибели, написал: "Жаль бедного Абазу". В наше время в Севастополе, на братском кладбище установили стелу, на которой выбита первая строка "Утра".
Юлия Абаза (в девичестве Штуббе) - супруга родного брата Эраста Александра - государственного деятеля эпохи Александра III, одного из участников реформы по отмене крепостного права, министра финансов Российской империи. Она была не только владелицей музыкального салона, но одной из лучших певиц своего времени. Дружила с Антоном Рубинштейном, который ей аккомпанировал. И однажды тот сказал ей, что хотел бы создать в России консерваторию, но не знает, с чего начать. Юлия предложила свою помощь, поскольку была вхожа в высшие круги. Ей удалось получить поддержку великой княгини Елены Павловны. Сначала было создано Русское музыкальное общество, потом Петербургская консерватория, где она стала заведовать казной. Была избрана почетным членом консерватории.
И - ирония судьбы: при советской власти ее внука Андрея (прадеда Федора Абазы) не приняли в консерваторию из-за дворянского происхождения.
- Прадед не смог стать профессиональным музыкантом, хотя очень хотел. Он сменил много работ, в том числе был тапером в кинотеатре. В конце 20-х он жил в Средней Азии, где был арестован за мифическую связь с басмачами. Отправлен в ссылку и только через десять лет смог вернуться в родной Ленинград, где снова был арестован. Домой не вернулся - погиб на Колыме осенью 1941 года. В лагерь как жена изменника родины была отправлена и его супруга. Трое их детей, в том числе мой будущий дед, которому было восемь лет, (а сестрам 12 и 16), остались одни и жили всю войну в Актюбинске. Мать вернулась из лагеря, но пробыла с детьми совсем недолго, вскоре ее не стало из-за болезни. Впоследствии сестры моего деда написали воспоминания о своей жизни, которые были изданы в 2013 году. В книге "Мне подменили жизнь" - история семьи с тяжелейшими испытаниями на протяжении всего XX века, - рассказывает Федор.
Еще в двух поколениях профессиональных музыкантов не было. Но в доме всегда звучала музыка.
- Хотя мама по профессии физик-оптик, именно она сделала из меня музыканта. Я "ходил" на уроки музыки моих старших брата и сестры еще до своего рождения, то есть когда мама была беременна. А когда окончил музыкальную школу и классическую гимназию, точно не знал, куда пойти. Мне нравились и музыка, и физика. Подготовился к вступительным в консерваторию, но - зигзаг судьбы: на выпускном в школе сломал палец на руке. Пошел на физический факультет университета, где проучился год. Этот год мне дал многое: окончательно понял, что мое призвание - музыка. Поступил в консерваторию - и снова судьба: на вступительных экзаменах познакомился со своей будущей женой Дарьей, - поясняет Федор. - Дарья стала не только моей музой, но и инициатором возрождения музыкального салона, созданного Юлией Федоровной Абазой. Концерт-открытие состоялся в 2018 году в Малом зале Филармонии (историческое здание родового особняка на Фонтанке, 23, сейчас находится в плачевном состоянии). Потом случилась пандемия, теперь - снова возрождение, и первый концерт назначен на май.
Прежде чем ответить на вопрос, какой у него любимый композитор, Федор задумывается. И называет Рахманинова.
- Эта музыка - русская до последнего звука. Которую невозможно сыграть, не видя просторов наших полей и не слыша колокольного звона. Послушайте фортепианную Сюиту N 1 Сергея Рахманинова, и вы поймете, о чем я говорю. Эта музыка - родом из его детства, которое он провел в Новгородской губернии, где он слышал звон колоколов русских церквей, - уточняет Федор.
У Федора и Дарьи Абаза трое детей. Пока они еще маленькие, станут ли музыкантами - неизвестно. Но фортепиано в доме звучит всегда, в том числе и на домашних концертах, повторяющих по замыслу вечера 150-летней давности. И скоро получит диплом об окончании консерватории сестра Федора Глафира, также выбравшая делом жизни служение музыке.
Федор Абаза:
- Когда начинаешь серьезно заниматься музыкой, понимаешь, что процесс погружения в нее бесконечен. Углубленно изучая музыкальное произведение, никогда не придешь к окончательному решению, как его исполнять. Творчество продолжается. Даже если ты сыграл концерт, записал диск, можно продолжать узнавать новое внутри, казалось бы, уже полностью "сделанной" музыки. В искусстве исполнительства совершенства достигнуть невозможно.
В музыке нельзя быть первым, это не спорт. Какой бы высокой ни была техника исполнения, каждый музыкант будет играть по-своему. Чье-то исполнение тебе окажется близко, а кого-то ты не сможешь понять. Именно поэтому зритель может отдавать предпочтение тому или иному исполнителю.
С прадедом Федора связана мистическая история. В семье оставался его портрет в детском возрасте кисти художника Ивана Космина (мастерская Маковского). Портрет висел в коридоре под стеклом. Во время одного из артобстрелов Ленинграда осколок снаряда влетел в коридор и попал в портрет, разбив стекло и пробив холст как раз в области сердца. И вскоре родным пришло извещение о его смерти в лагере. Через много лет портрет был передан семьей в дар Эрмитажу, поскольку нуждался в реставрации и специальном хранении. В семье осталось лишь фото портрета. Но в будущем потомки хотят сделать с портрета, хранящегося в фондах Эрмитажа, качественный большой снимок, поместить в раму и повесить в "родовом гнезде", которое строят.