В Музее русского импрессионизма открывают художников "Группы 13"

Художественная "Группа 13" родилась в 20-е годы прошлого века буквально на подоконнике в редакции газеты "Гудок". Даниил Даран и Сергей Расторгуев работали иллюстраторами в главной железнодорожной газете Советского союза. Через два года к ним присоединились приехавшие в Москву Владимир Милашевский и Николай Кузьмин. Долгое время эти имена находились в тени художников большого социалистического стиля. Куратор выставки Надежда Плунгян, изучающая "Группу 13" больше двадцати лет, исправляет эту несправедливость. В Музее русского импрессионизма признаются, что с таким объемом раньше не работали - 10 разделов и почти 400 работ, более 17 музеев-участников плюс частные коллекции.
Александр Корольков/ РГ

Необычное название группы, в которой, к слову состоял 21 человек, отсылало то ли к "Истории тринадцати" Оноре де Бальзака, то ли к игре с футуристическим коленцем.

Их картины рождались в спорах с монументальным искусством и с оглядкой на знаменитых европейцев: Эдгар Дега, Анри Тулуз Лотрек, Альбер Марке - воображаемые, но равновеликие учителя. Жанр группы - быстрый "темповый" рисунок, созданный пером, карандашом или даже спичкой как продолжение острых газетных зарисовок, всегда быстро откликающихся на сиюминутное. Если Ван Гог рисовал тростниковой палочкой, то Владимир Милашевский - спичкой, которую обмакивал в тушь. Поправить на таком рисунке что-либо было почти невозможно. Так что если работа художнику не нравилась, она выбрасывалась, и автор начинал все сначала.

Официально группа просуществовала всего три года, хотя общались ее представители (те, кого не коснулись репрессии) почти до 1970-х годов - обменивались книгами, открытками с работами любимых европейцев, в складчину нанимали натурщиц, рисовали друг друга. Если в мировом искусстве царили ар-деко, конструктивизм и промышленный дизайн, то "Группа 13" отвоевывала свое право на личный поиск, возможность пользоваться всем, что создано до них, как библиотекой. Недаром рядом с "Группой 13" куратор разместила выпуклые, почти осязаемые акварели "Порт Онфлёра" Мориса де Вламинка и "Антиб. Железная дорога" Рауля Дюфи и "Снег в Мюнхене" любимого фовиста Милашевского Отона Фриеза. А "Пейзаж в Овере" Вламинка из собрания ГМИИ зарифмован с "Пейзажем с красным домом" Бориса Рыбченкова.

Фото: Александр Корольков/ РГ

"Тринадцать" росли постепенно: основатели пригласили друзей Владимира Милашевского из круга поэта-символиста Михаила Кузмина. Чуть ли не впервые в истории художественных групп к профессиональным художникам присоединились дилетанты - писатель Юрий Юркун и актриса Ольга Гильдебрандт-Арбенина.

Их называли "охотниками за реальностью": острый взгляд документалистов создавал свою непафосную вселенную, живущую "здесь и сейчас", современный им город - уютный, тихий, спрятавшийся в многочисленных переулках.

Москва, в том числе та, которой больше нет, - отдельная тема в творчестве абсолютных урбанистов, художников "Группы 13". Бывшая участница "Бубнового валета" Антонина Софронова творила свою Москву сдержанных тонов, живущую вдали от скоростей, шума и социалистического строительства. Она изображала пустыри, безлюдные дворики с развешенным на веревке бельем, забытые городские усадьбы. Вообще парки, лодочные станции, катки и ипподромы - излюбленные локации группы: ведь там движение и бег живой линии.

Москва, в том числе та, которой больше нет, - отдельная тема в творчестве урбанистов Группы "13". Фото: Александр Корольков

Николай Кузьмин и Татьяна Маврина - пожалуй, самые известные художники из "Группы". По крайней мере, лучше всех "переоткрытые" в XXI веке. Творческий и личный дуэт создавал дома свой, ни на что не похожий быт, где соседствовали старинные иконы и русский лубок, глиняная посуда и расписанные бутылки - кусочек этого мира можно увидеть на третьем этаже музея, в разделе послевоенного творчества группы. Представленные на выставке ню Татьяны Мавриной - вольная интерпретация композиций Анри Матисса. А многочисленные автопортреты художница писала летней порой, когда чета жила на съемных дачах - Маврина писала себя обнаженной, взяв на пленэр зеркало.

Фото: Александр Корольков/ РГ

В середине 1930-х участники "Тринадцати" начали творить свою "книгу художника", получив заказы от издательства Academia. Татьяна Маврина создала иллюстрации к "Житейским воззрениям кота Мурра". Антонина Софронова иллюстрировала "Восстание ангелов" Анатоля Франса. Милашевский сделал иллюстрации к "Посмертным запискам Пиквикского клуба" Чарльза Диккенса, невероятно полюбившиеся англичанами. Громкую славу и медаль Парижской Всемирной выставки 1937 года получил "Евгений Онегин" с рисунками Николая Кузьмина (художники "13" активно выставлялись за рубежом). Но "Восстание ангелов" не прошло цензуру. Финал Academia, как известно, тоже был печальным - издательство закрыли, а его создателей расстреляли.

Это было началом конца и "Группы 13", которая в 1931-м году перестала существовать. На художников посыпались обвинения в аполитичности, буржуазности и индивидуализме. Валентин Юстицкий был арестован за "антисоветскую агитацию", получил десять лет лагерей. Николай Древин был расстрелян за "контрреволюционную деятельность", его супруга Надежда Удальцова сохранила работы супруга, выдав их при обыске за свои. Антонина Софронова в годы войны иллюстрировала "Стихи о Прекрасной даме" Блока и "Петербург" Белого - за неимением других материалов ей приходилось писать на обойной бумаге. И лишь к Мавриной и Кузьмину пришла громкая слава, которая навек разрушила их дружбу с Милашевским.