Эксперты прокомментировали решение ЕС использовать российские активы для Киева

Совет ЕС нашел возможность использовать прибыль от замороженных российских активов для Украины. Однако, по мнению опрошенных "РГ" экспертов, разработанный еврочиновниками механизм пока не выглядит рабочим.
iStock

Порядок использования такой прибыли все еще не определен окончательно: Совет ЕС лишь ввел юридическое основание, которое может быть реализовано или не реализовано государствами-членами ЕС. Об этом "РГ" рассказал юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Никита Ершов.

"Опубликованный документ пока только требует отдельного учета таких доходов, что является первым шагом к их оценке, как для налоговых, так и иных целей. В дальнейшем такая прибыль может быть использована для усиления переговорной позиции по другим вопросам или обмена на значимые для ЕС активы, замороженные в РФ", - пояснил он.

По мнению эксперта, информация о полученных компанией Euroclear доходах от инвестирования замороженных активов точно привлекла внимание европейского регулятора: как минимум, отдельный учет позволит прогнозировать налоговые поступления в последующих периодах и выявить не учтенную ранее прибыль. Однако пока говорить о последствиях таких действий со стороны ЕС преждевременно: вполне возможно, что использованные в документе формулировки призваны "предупредить о намерениях" и сподвигнуть РФ на какие-то уступки.

Тем не менее, комментарий со стороны официальных представителей МИД России поступил однозначный: за конфискацией последуют зеркальные меры и судебное разбирательство, добавил юрист. Однако разговоры о конфискации ведутся уже не первый год, и пока ни к чему не привели: статья 17 Хартии ЕС об основных правах требует взамен выплаты адекватной соразмерной компенсации, и это является для Евросоюза серьезным препятствием.

"Поэтому пугающей такую новость назвать нельзя. Упомянутое постановление прямо не нарушает прав пострадавших от заморозки активов лиц, а возможная конфискация, при выплате адекватной и соразмерной компенсации, все же является легитимным инструментом", - считает Ершов.

Он добавил, что решение о направлении прибыли, полученной от замороженных средств, для поддержки Украины, сперва должно быть согласовано всеми государствами-членами ЕС единогласно, а уже на этом этапе могут возникнуть определенные сложности. Но если обозначенная в документе возможность будет реализована, судебного оспаривания таких действий со стороны РФ следует ожидать.

"Если внимательно вчитываться в текст постановления Совета ЕС, то понимаешь, что это не решение, даже не анонс будущего решения о порядке использования замороженных активов Российской Федерации, а лишь распоряжение для европейских депозитариев", - рассказал доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Ильяс Зарипов.

Как объяснил эксперт, Совет ЕС предписывает всем депозитариям вести отдельный учет по суммам от 1 млн евро, принадлежащим Российской Федерации, и обособить доходы, которые накапливаются от данных активов. То есть, всем депозитариям надо, во-первых, идентифицировать российские активы и отделить их от остальных активов; отдельно - сами активы, отдельно - доходы по ним.

"Самого механизма использования чужих суверенных активов у ЕС нет, и вряд ли он появится в ближайшее время. Под конфискацию суверенного имущества в международном праве трудно найти законное обоснование", - говорит эксперт.

Кроме того, реализация пока еще не разработанного механизма конфискации российских активов в пользу бюджета отдельных государств для дальнейшего использования их на нужды третьих стран (Украины) приведет к серьезным имиджевым потерям Европы и резкому оттоку вложений в евро, не только восточных, но и западных инвесторов (например, из США, Австралии и Японии), обрушив валютный, фондовой рынок Европы.

Международное право позволяет оспорить любые решения, если истец посчитает, что его права нарушены, добавил Зарипов. Но пока нечего оспаривать, данное постановление Совета ЕС - лишь свод технических рекомендаций для депозитариев Евросоюза, как учитывать российские активы, отметил он.

"Российским властям не надо терять времени, а нужно разработать подробный план ответных мероприятий в случае, если ЕС, США, Швейцария или отдельные страны все же сделают следующий неосмотрительный шаг и конфискуют российские суверенные активы. Полагаю, что Россия имеет право защищать свое право собственности, которое нарушено, используя правовые механизмы", - сказал Зарипов.

"Относительно механизма понимания нет, здесь даже неясно, как это внести в бюджет. Главное, что это считать и хранить будут отдельно для понимания всей картины. Дальнейшие шаги пока непонятны", - отметил научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Шеин.

По его словам, в первую очередь, речь идет об испуге инвесторов в отношении работы в рамках юрисдикции ЕС, поскольку конфискация даже прибыли с заблокированных средств, а не самих средств - это мощный прецедент, у которого могут быть сложно прогнозируемые последствия, и даже Европейский центральный банк на это указывает. Говорить об оттоке инвестиций в ЕС было бы преждевременно, но риск есть, особенно у инвесторов из стран т. н. "незапада". Плюс ответ со стороны РФ в отношении собственности ЕС на нашей территории, пояснил Шеин.

"Вопрос оспаривания решения ЕС со стороны РФ - это то, что нужно делать после окончания санкционной войны. Скорее всего, судьба доходов от активов от РФ замышляется ЕС как предмет торга с РФ в перспективе", - заключил эксперт.