Порядок использования такой прибыли все еще не определен окончательно: Совет ЕС лишь ввел юридическое основание, которое может быть реализовано или не реализовано государствами-членами ЕС. Об этом "РГ" рассказал юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Никита Ершов.
"Опубликованный документ пока только требует отдельного учета таких доходов, что является первым шагом к их оценке, как для налоговых, так и иных целей. В дальнейшем такая прибыль может быть использована для усиления переговорной позиции по другим вопросам или обмена на значимые для ЕС активы, замороженные в РФ", - пояснил он.
По мнению эксперта, информация о полученных компанией Euroclear доходах от инвестирования замороженных активов точно привлекла внимание европейского регулятора: как минимум, отдельный учет позволит прогнозировать налоговые поступления в последующих периодах и выявить не учтенную ранее прибыль. Однако пока говорить о последствиях таких действий со стороны ЕС преждевременно: вполне возможно, что использованные в документе формулировки призваны "предупредить о намерениях" и сподвигнуть РФ на какие-то уступки.
Тем не менее, комментарий со стороны официальных представителей МИД России поступил однозначный: за конфискацией последуют зеркальные меры и судебное разбирательство, добавил юрист. Однако разговоры о конфискации ведутся уже не первый год, и пока ни к чему не привели: статья 17 Хартии ЕС об основных правах требует взамен выплаты адекватной соразмерной компенсации, и это является для Евросоюза серьезным препятствием.
"Поэтому пугающей такую новость назвать нельзя. Упомянутое постановление прямо не нарушает прав пострадавших от заморозки активов лиц, а возможная конфискация, при выплате адекватной и соразмерной компенсации, все же является легитимным инструментом", - считает Ершов.
Он добавил, что решение о направлении прибыли, полученной от замороженных средств, для поддержки Украины, сперва должно быть согласовано всеми государствами-членами ЕС единогласно, а уже на этом этапе могут возникнуть определенные сложности. Но если обозначенная в документе возможность будет реализована, судебного оспаривания таких действий со стороны РФ следует ожидать.
"Если внимательно вчитываться в текст постановления Совета ЕС, то понимаешь, что это не решение, даже не анонс будущего решения о порядке использования замороженных активов Российской Федерации, а лишь распоряжение для европейских депозитариев", - рассказал доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Ильяс Зарипов.
Как объяснил эксперт, Совет ЕС предписывает всем депозитариям вести отдельный учет по суммам от 1 млн евро, принадлежащим Российской Федерации, и обособить доходы, которые накапливаются от данных активов. То есть, всем депозитариям надо, во-первых, идентифицировать российские активы и отделить их от остальных активов; отдельно - сами активы, отдельно - доходы по ним.
"Самого механизма использования чужих суверенных активов у ЕС нет, и вряд ли он появится в ближайшее время. Под конфискацию суверенного имущества в международном праве трудно найти законное обоснование", - говорит эксперт.
Кроме того, реализация пока еще не разработанного механизма конфискации российских активов в пользу бюджета отдельных государств для дальнейшего использования их на нужды третьих стран (Украины) приведет к серьезным имиджевым потерям Европы и резкому оттоку вложений в евро, не только восточных, но и западных инвесторов (например, из США, Австралии и Японии), обрушив валютный, фондовой рынок Европы.
Международное право позволяет оспорить любые решения, если истец посчитает, что его права нарушены, добавил Зарипов. Но пока нечего оспаривать, данное постановление Совета ЕС - лишь свод технических рекомендаций для депозитариев Евросоюза, как учитывать российские активы, отметил он.
"Российским властям не надо терять времени, а нужно разработать подробный план ответных мероприятий в случае, если ЕС, США, Швейцария или отдельные страны все же сделают следующий неосмотрительный шаг и конфискуют российские суверенные активы. Полагаю, что Россия имеет право защищать свое право собственности, которое нарушено, используя правовые механизмы", - сказал Зарипов.
"Относительно механизма понимания нет, здесь даже неясно, как это внести в бюджет. Главное, что это считать и хранить будут отдельно для понимания всей картины. Дальнейшие шаги пока непонятны", - отметил научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Шеин.
По его словам, в первую очередь, речь идет об испуге инвесторов в отношении работы в рамках юрисдикции ЕС, поскольку конфискация даже прибыли с заблокированных средств, а не самих средств - это мощный прецедент, у которого могут быть сложно прогнозируемые последствия, и даже Европейский центральный банк на это указывает. Говорить об оттоке инвестиций в ЕС было бы преждевременно, но риск есть, особенно у инвесторов из стран т. н. "незапада". Плюс ответ со стороны РФ в отношении собственности ЕС на нашей территории, пояснил Шеин.
"Вопрос оспаривания решения ЕС со стороны РФ - это то, что нужно делать после окончания санкционной войны. Скорее всего, судьба доходов от активов от РФ замышляется ЕС как предмет торга с РФ в перспективе", - заключил эксперт.