Урожай картофеля и редиса собирают на огороде, занимающем две сотки земли в тундре на расстоянии 10 километров от поселка Сеяха в ЯНАО. Этот населенный пункт находится на 70-м градусе северной широты, а раньше опыт земледелия в открытом грунте на Ямале фиксировался не выше 67 параллели.
В силу естественных причин земледелие не входило в число занятий коренных жителей этих мест, "основой жизни" (именно так переводится с ненецкого на русский слово "илебц") здесь были иные промыслы.
- "На чем основывается твоя жизнь?" - спрашивают местных гости или приезжие из дальних краев, это своеобразное приветствие. Оленеводы, охотники и рыбаки отвечают по-разному, потому что основой жизни для них являются, соответственно, олень, охота и рыба. Но всех их объединяет любовь к родной земле, на которой они выросли, - говорит глава общины "Илебц" Михаил Окотэтто.
В будущем одним из занятий жителей тундры может стать и возделывание родной земли. Четыре года назад члены общины при помощи ученых решили попробовать свои силы в огородничестве без теплиц. Смелый эксперимент был хорошо подготовлен: образцы почв из окрестностей поселка Сеяха изучили в лабораторных условиях и составили для северян рекомендации по внесению удобрений и соблюдению агрохимического режима почвы. После этого заполярные огородники приступили к севу. В 2022 году в открытом грунте им удалось вырастить картофель, а в 2023 году - еще редис и свеклу.
Заведующий кафедрой прикладной экологии Санкт-Петербургского университета профессор Евгений Абакумов рассказал "РГ", что первые опыты по выращиванию овощных культур среди ненцев проводились еще православными миссионерами в начале XX века. В 1920-е годы их продолжила Ямальская опытная сельскохозяйственная станция. На ее поле почти сто лет велись эксперименты по возделыванию сельскохозяйственных культур. Несколько лет назад в районе Салехарда и Надыма агрохолдинги начали в полупромышленных масштабах возделывать картофельные поля; успешно выращивает различные овощи и Салехардская епархия РПЦ. Однако все эти примеры относятся к таежной и лесотундровой зонам, находящимся в южной части ЯНАО. А в зоне тундры таких примеров не было.
Работа по созданию огорода в Арктике проводилась в рамках деятельности Научного центра мирового уровня "Агротехнологии будущего". Выбор картофеля в качестве приоритетной культуры для эксперимента объясняется просто: этот овощ не зря называют "вторым хлебом", он может составлять основу семейного рациона. Выращенный на месте, он сэкономит существенные средства, которые местным жителям пришлось бы потратить на приобретение дорогого картофеля с большой земли. К тому же картофель и составивший ему компанию редис - весьма неприхотливые культуры. Ученые считают, что хорошие перспективы для выращивания в открытом грунте на севере также у капусты, свеклы, лука. А вот помидоры и огурцы без теплиц и парников не вырастить.
Для условий ЯНАО важно посадить растения не просто в определенное время, но и особым образом. Овощи здесь могут произрастать лишь во время длинного светового дня, который наступает в конце июня, и только в специально подготовленных и удобренных почвах. Некоторые местные огородники прямо под грядками делают настил из досок, чтобы изолировать плодородную почву от вечной мерзлоты. Еще одна проблема, которую приходится решать, связана с острой нехваткой органических удобрений. Проще говоря, навоза - в связи с практическим отсутствием мясо-молочного животноводства и коневодства в этих краях. А доставка удобрений воздушным транспортом делает их "золотыми".
По словам профессора Абакумова, успешное создание овощного огорода в открытом грунте на 70-й широте в ЯНАО научно подтверждает возможность земледелия в суровых климатических условиях Крайнего Севера. Другой результат этого эксперимента относится ко всей сфере агроэкологии.
- Вечная мерзлота отступает, южные регионы России становятся более засушливыми и малопригодными для сельского хозяйства, а северные, наоборот, становятся более пригодными. Мы рассматриваем их как будущую "продовольственную корзину" России, - говорит Абакумов.
В то же время ученый предостерегает от необдуманного расширения сельскохозяйственных опытов в Арктической зоне до промышленных масштабов. Это может нанести непоправимый урон уникальной экологической системе Арктики. Негативные примеры уже есть.
- Например, в Якутии на старых пашнях деградировала мерзлота, образовались провалы земли глубиной до пяти метров, высвобождаются и метан, и углекислый газ. В советские времена об этом не задумывались. Сегодня нужна правильная адаптивно-ландшафтная организация земледелия, - подчеркивает Абакумов. - Бесполезно пахать глинистую тундру - она влажная и холодная. Если мы ее дренируем и осушим, там как раз и начнется высвобождение парниковых газов.
Развитие земледелия за полярным кругом хотя бы частично позволит обеспечить продовольственную безопасность многих удаленных населенных пунктов, которые в настоящее время целиком зависят от дорогостоящего северного завоза. Но чтобы эти планы сбылись, необходимо обязательно сохранить в северных регионах систему сельскохозяйственных станций с их опытными полями и наработанными практиками приспособления растений к местным условиям. Сегодня такой станции в Салехарде (административный центр ЯНАО) может угрожать застройка ее территории жилыми домами.