28.03.2024 15:56
Поделиться

В России займутся созданием игровых приставок и консолей

Президент России Владимир Путин поручил правительству рассмотреть вопрос о налаживании производства игровых приставок и консолей. Эксперты отмечают, что в России есть целый ряд участников рынка, которые могли бы взять на себя эту задачу. Может в рамках этого проекта по новому быть раскрыт и потенциал российской операционной системы "Аврора".
iStock

"Рассмотреть вопрос об организации производства стационарных и портативных игровых приставок и игровых консолей", - говорится в документе. Также президент России заявил о необходимости создания операционной системы и облачной системы доставки игр и программ пользователям. Срок исполнения поручений установлен президентом до 15 июня.

Эксперты оптимистично смотрят на потенциал российского рынка в условиях активного развития разработки игр и вместе с тем отсутствия официальных поставок иностранных игровых консолей и приставок - вся продукция Sony, Microsoft, Nintendo и других вендоров поставляется только по параллельному импорту, а облачные сервисы компаний, ключевые для целого ряда игр, в России не работают.

Самая оптимальная схема развития - это облачный гейминг, полагает замглавы комитета Госдумы по информполитике, председатель РОЦИТ Антон Горелкин.

"Тот же VK может сделать из своей умной колонки своеобразную консоль, подключить джойстик и добавить туда VK Play. Подобные компетенции есть и у Яндекса, и я думаю, что сможет подобное реализовать и СБЕР. Я думаю, что консоль своя появится, она будет иная, с другими технологиями, но тем не менее концепция развития через облачный гейминг выглядит очень эффективной, и я думаю, что нам в этом направлении стоит двигаться", - заявил Горелкин.

С перспективностью облачного направления согласна Гаухар Алдиярова, руководитель Московского подразделения группы компаний Lesta Games, владельца «Мира танков», «Мира кораблей» и Tanks Blitz.

"Уже не первый раз слышу это предложение: за два с лишним десятка лет моей работы в игровой индустрии облачным геймингом планировали заняться в каждой компании, где я работала. Будет здорово, если разговоры наконец превратятся в дела", - отмечает она.

В том, что основной платформой для развития консолей может стать сервис VK Play уверен генеральный директор ассоциации АПРИОРИ, объединяющей разработчиков игр, Александр Михеев.

"Приставки необходимо отдельно прорабатывать, начиная с инженерной части - вариаций самих устройств достаточное количество, как минимум стационарные или портативные. Но в целом - это решаемая задача, заняться ей может любой производитель электроники. В части игровых платформ, на которых российские пользователи могли бы играть - уже 2 года работает VK Play, она имеет всю необходимую функциональность и структуру", - говорит он.

Определенно, быстрее и проще будет сделать мобильную консоль, полагает Алдиярова. Однако главным для развития будет формирование экосистемы. Если набор функций будет достаточным, а распространение широким - то все возможно.

"Самое важное, что нужно учесть - консоль сама по себе это просто железка; нужно, чтобы она была востребована рынком, в первую очередь - разработчиками. Вокруг консоли должно сформироваться сообщество людей, которые будут разрабатывать игры под эту консоль, делиться опытом, комментировать, приходить в саппорт, формировать запросы на оптимизацию и так далее. Мобильных разработчиков становится с каждым днем все больше, а цикл производства мобильной игры, в среднем, короче, чем игры для десктопа. При этом доступный рынок для мобильных разработчиков в России сократился. Так что если появится удобный вариант распространения игр, то им воспользуются", - говорит она.

Алдиярова добавила, что перспективным ходом было бы частичное финансирование разработки под отечественную консоль нескольких игр. "Тогда вокруг них начнет формироваться ядро сообщества. А уже от потребностей сообщества будет выстраиваться дальнейшее развитие экосистемы".

Ранее в Lesta Games заявили о готовности портировать свои продукты на российские консоли.

«Мы готовы портировать наши проекты на российскую игровую консоль», — цитирует ТАСС продуктового директора «Мира танков» Андрея Лысака. Он добавил, что создание консоли может растянуться на долгий срок, однако это даст толчок для игровой индустрии.

В качестве программной оболочки для игровой консоли российского производства, о необходимости которой говорил Владимир Путин, могла бы выступить операционная система "Аврора".

"Наша экспертиза и опыт позволяют не только адаптировать ОС Аврора под любое устройство на любой архитектуре, в том числе и игровых приставок, но и, что очень важно, учитывать в операционной системе пожелания производителей этих устройств и разработчиков прикладного программного обеспечения, в том числе и игр", - сообщил "РГ" глава компании-разработчика "Авроры" Павел Эйгес.

Ключевым фактором успешной разработки консолей станет формирование экосистемы

Площадкой для разработки игровых консолей мог бы стать Калининград, отмечает глава АНО "Развития видеоигровой индустрии" Василий Овчинников.

"Калининград является одним из перспективных хабов отечественной разработки видеоигр и важным элементом развития индустрии в регионе является поддержка со стороны местных властей и лично губернатором Антоном Алихановым, который всегда говорил о важности видеоигр и называл себя геймером", - отмечает Овчинников. В этом регионе, в частности, находится производство компании GS Group, выпускающей в том числе телевизионные приставки.

Овчинников уверен, что потенциал у отечественной консоли есть, однако "нужны популярные игры, эксклюзивы"

Объем рынка игровых консолей оценивается в 57,20 млрд долларов США в 2024 году и, как ожидается, достигнет 80,98 млрд долларов США к 2029 году, при этом среднегодовой темп роста составит 7,20% в течение прогнозируемого периода (2024-2029 гг.), отмечается в исследовании Mordor Intelligence. Лидерами рынка являются японская Sony PlayStation, американская Microsoft и еще один представитель Японии, один из основоположников рынка игровых устройств - Nintendo.

Спрос на рынке есть: продажи игровых консолей в России в 2023 году в штуках увеличились более, чем вдвое по сравнению с 2022 годом, отмечается в исследовании "М.Видео-Эльдорадо". С этим согласны и в "Яндекс Маркете". В целом, по данным маркетплейса, число покупок консолей в 2023 году выросло в 2,7 раза. В Avito отметили, что продажи новых товаров в категории игровых приставок увеличились на 34%, а подержанных - на 13%.

Поделиться