В России займутся созданием игровых приставок и консолей
"Рассмотреть вопрос об организации производства стационарных и портативных игровых приставок и игровых консолей", - говорится в документе. Также президент России заявил о необходимости создания операционной системы и облачной системы доставки игр и программ пользователям. Срок исполнения поручений установлен президентом до 15 июня.
Эксперты оптимистично смотрят на потенциал российского рынка в условиях активного развития разработки игр и вместе с тем отсутствия официальных поставок иностранных игровых консолей и приставок - вся продукция Sony, Microsoft, Nintendo и других вендоров поставляется только по параллельному импорту, а облачные сервисы компаний, ключевые для целого ряда игр, в России не работают.
Самая оптимальная схема развития - это облачный гейминг, полагает замглавы комитета Госдумы по информполитике, председатель РОЦИТ Антон Горелкин.
"Тот же VK может сделать из своей умной колонки своеобразную консоль, подключить джойстик и добавить туда VK Play. Подобные компетенции есть и у Яндекса, и я думаю, что сможет подобное реализовать и СБЕР. Я думаю, что консоль своя появится, она будет иная, с другими технологиями, но тем не менее концепция развития через облачный гейминг выглядит очень эффективной, и я думаю, что нам в этом направлении стоит двигаться", - заявил Горелкин.
С перспективностью облачного направления согласна Гаухар Алдиярова, руководитель Московского подразделения группы компаний Lesta Games, владельца «Мира танков», «Мира кораблей» и Tanks Blitz.
"Уже не первый раз слышу это предложение: за два с лишним десятка лет моей работы в игровой индустрии облачным геймингом планировали заняться в каждой компании, где я работала. Будет здорово, если разговоры наконец превратятся в дела", - отмечает она.
В том, что основной платформой для развития консолей может стать сервис VK Play уверен генеральный директор ассоциации АПРИОРИ, объединяющей разработчиков игр, Александр Михеев.
"Приставки необходимо отдельно прорабатывать, начиная с инженерной части - вариаций самих устройств достаточное количество, как минимум стационарные или портативные. Но в целом - это решаемая задача, заняться ей может любой производитель электроники. В части игровых платформ, на которых российские пользователи могли бы играть - уже 2 года работает VK Play, она имеет всю необходимую функциональность и структуру", - говорит он.
Определенно, быстрее и проще будет сделать мобильную консоль, полагает Алдиярова. Однако главным для развития будет формирование экосистемы. Если набор функций будет достаточным, а распространение широким - то все возможно.
"Самое важное, что нужно учесть - консоль сама по себе это просто железка; нужно, чтобы она была востребована рынком, в первую очередь - разработчиками. Вокруг консоли должно сформироваться сообщество людей, которые будут разрабатывать игры под эту консоль, делиться опытом, комментировать, приходить в саппорт, формировать запросы на оптимизацию и так далее. Мобильных разработчиков становится с каждым днем все больше, а цикл производства мобильной игры, в среднем, короче, чем игры для десктопа. При этом доступный рынок для мобильных разработчиков в России сократился. Так что если появится удобный вариант распространения игр, то им воспользуются", - говорит она.
Алдиярова добавила, что перспективным ходом было бы частичное финансирование разработки под отечественную консоль нескольких игр. "Тогда вокруг них начнет формироваться ядро сообщества. А уже от потребностей сообщества будет выстраиваться дальнейшее развитие экосистемы".
Ранее в Lesta Games заявили о готовности портировать свои продукты на российские консоли.
«Мы готовы портировать наши проекты на российскую игровую консоль», — цитирует ТАСС продуктового директора «Мира танков» Андрея Лысака. Он добавил, что создание консоли может растянуться на долгий срок, однако это даст толчок для игровой индустрии.
В качестве программной оболочки для игровой консоли российского производства, о необходимости которой говорил Владимир Путин, могла бы выступить операционная система "Аврора".
"Наша экспертиза и опыт позволяют не только адаптировать ОС Аврора под любое устройство на любой архитектуре, в том числе и игровых приставок, но и, что очень важно, учитывать в операционной системе пожелания производителей этих устройств и разработчиков прикладного программного обеспечения, в том числе и игр", - сообщил "РГ" глава компании-разработчика "Авроры" Павел Эйгес.
Площадкой для разработки игровых консолей мог бы стать Калининград, отмечает глава АНО "Развития видеоигровой индустрии" Василий Овчинников.
"Калининград является одним из перспективных хабов отечественной разработки видеоигр и важным элементом развития индустрии в регионе является поддержка со стороны местных властей и лично губернатором Антоном Алихановым, который всегда говорил о важности видеоигр и называл себя геймером", - отмечает Овчинников. В этом регионе, в частности, находится производство компании GS Group, выпускающей в том числе телевизионные приставки.
Овчинников уверен, что потенциал у отечественной консоли есть, однако "нужны популярные игры, эксклюзивы"
Объем рынка игровых консолей оценивается в 57,20 млрд долларов США в 2024 году и, как ожидается, достигнет 80,98 млрд долларов США к 2029 году, при этом среднегодовой темп роста составит 7,20% в течение прогнозируемого периода (2024-2029 гг.), отмечается в исследовании Mordor Intelligence. Лидерами рынка являются японская Sony PlayStation, американская Microsoft и еще один представитель Японии, один из основоположников рынка игровых устройств - Nintendo.
Спрос на рынке есть: продажи игровых консолей в России в 2023 году в штуках увеличились более, чем вдвое по сравнению с 2022 годом, отмечается в исследовании "М.Видео-Эльдорадо". С этим согласны и в "Яндекс Маркете". В целом, по данным маркетплейса, число покупок консолей в 2023 году выросло в 2,7 раза. В Avito отметили, что продажи новых товаров в категории игровых приставок увеличились на 34%, а подержанных - на 13%.