Декан Финуниверситета Селезнев назвал условия перехода к экономике предложения

iStock

Павел Селезнев, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве России:

Без малого год назад, в июне 2023 года, выступая на Петербургском международном экономическом форуме, президент Владимир Путин призвал создать в России экономику предложения, суверенную хозяйственную систему, которая должна не только реагировать на спрос, но и формировать его сама. Которая кроме всего прочего должна отличаться высокой производительностью труда и значительными зарплатами, на эту производительность опирающимися. Послание президента Федеральному Собранию, а также идеи, содержащиеся в многочисленных выступлениях Владимира Путина за последние месяцы, являются прямым развитием предложений, прозвучавших тогда в Санкт-Петербурге.

Итак, что же такое экономика предложения и чем она отличается от экономики спроса? Экономика спроса следует за трендами, которые формируются вне страны: возникает потребность, например, в топливе - мы увеличиваем производство нефти и дизеля на экспорт, требуется продовольствие - мы экспортируем пшеницу, масличные и прочие продукты. Ключевая особенность экономики, работающей на посторонний, внешний спрос, состоит в низкой капитализации, которая не позволяет создать собственную разветвленную хозяйственную структуру с высоким уровнем разделения труда. Экономика предложения, напротив, располагает всем необходимым для самостоятельной реализации своего инновационного потенциала и устойчивого долгосрочного прогресса.

Смысл экономической модели, о которой президент говорил и на ПМЭФ-2023, а потом и в Послании Федеральному Собранию, состоит прежде всего в способности инвестировать для создания новой стоимости. В первую очередь должны вырасти вложения бюджета и частного бизнеса в науку, что позволит создавать инновационные производственные кластеры, соответствующие Стратегии научно-технологического развития России и обеспечивающие ее технологический суверенитет. Вторая особенность модели, которую нам предстоит построить, состоит в наличии развитой системы поддержки инвестиций, включающей инвестконтракты, инвестиционные платформы, индустриальные технопарки, субсидирование процентных ставок для проектов по выпуску приоритетной промышленной продукции и многое другое. Третья необходимая составляющая новой индустриальной модели - это широкомасштабное инвестирование частного бизнеса в инновационные предприятия. При этом речь идет прежде всего о вхождении банков в капитал стартапов, которое дает им широкие возможности для привлечения финансирования без увеличения кредитной нагрузки. В этом случае банки и прочие инвесторы принимают на себя большие инвестиционные риски и вынуждены будут заниматься подробным анализом идей, предлагаемых им для финансирования, что сделает их более ответственными и чуткими при отборе проектов. Инвестиции должны быть поддержаны не только на федеральном, но и на региональном уровне. От местных руководителей потребуются усилия по созданию специальных условий для предприятий, включая малый и средний бизнес, которые готовы создавать инновационные производства товаров и услуг. Насущной необходимостью является создание рынка частных инвестиций в стартапы, что позволит населению вкладываться в быстрорастущие перспективные секторы экономики, приносящее наибольшие доходы. Таким образом, у простых вкладчиков появится возможность инвестировать свободные средства в высокодоходные инструменты. А повышенные страховые суммы сделают инвестиции более надежными.

Итак, президент и правительство предполагают создание целого набора специальных мер поддержки инвестиций в самые разные секторы экономики. Но чтобы экономика предложения заработала в полную силу, нам необходим дешевый кредит, позволяющий вкладывать средства в долгосрочные проекты с высокой степенью риска. При высокой ставке Центробанка долгосрочные дешевые инвестиции если и возможны, то только в секторах экономики, получающих прямую поддержку от бюджета. Для того, чтобы вывести на рынок инновационный продукт, требуются годы на научные исследования и создание производств, выпуск и тестирование продукции, а потом еще годы для его внедрения на рынок домохозяйств или предприятий. То есть это процесс не меньше чем на 5-7 лет или целое десятилетие, а при ключевой ставке в 16% он просто невозможен. Без дешевых долгосрочных инвестиций с вероятностью их списания в убыток при неудаче проекта экономика предложения работать не будет.

При этом очевидно, что сегодня высокая ставка Центробанка выполняет очень важную роль связывания свободных средств при широкомасштабных бюджетных расходах и модернизацию экономики. Расходы осуществляются сегодня, но на рынок деньги попадут с какой-то отсрочкой, равной продолжительности действия депозитов, что очень важно для сдерживания инфляции. То есть в обозримой перспективе от высокой стоимости денег Центробанк скорее всего не откажется. Дешевый рыночный кредит и низкая стоимость инвестиций если и появятся на рынке, то не в этом и не в следующем году.

Как же тогда поддерживать инновационный рост, который, как мы показали выше, без дешевых денег просто не состоится?

Первый вариант - это выделение льготных кредитов из бюджета на развитие длинных проектов, а также на их внедрение. Однако такой путь возможен только для достаточно небольшого перечня заведомо успешных инновационных решений.

Второй вариант, гораздо более перспективный - это поддержка и стимулирование спроса на инновационные продукты по нескольким направлениям. Бюджеты разных уровней должны сформулировать свои потребности в инновационных решениях, а также определить их финансирование, после чего механизм разработки и производства новой продукции заработает гораздо более эффективно. То есть в условиях высокой стоимости кредита и инвестиций не обойтись без бюджета как заказчика высшей, т.е. последней инстанции.

Кроме этого необходимо стимулирование бизнеса и домохозяйств к приобретению инновационных товаров и услуг. Этого можно добиться традиционным способом, за счет маркетинговой активности производителей, но такой подход представляется недостаточным. Здесь нам придется перенимать передовой опыт стимулирования научно-технического прогресса. Речь идет о запретах устаревших технологий, не включающих в себя передовые разработки. Например, опираясь на необходимость снижения аварийности на дорогах, имеет смысл продвигаться к обязательному внедрению автомобильных автопилотных систем, помогающих водителям в управлении и повышающих безопасность. Или другой пример: перевод всего хозяйства на централизованный бухгалтерский учет и автоматизированное налоговое администрирование, которые позволят, во-первых, повысить собираемость налогов, а, во-вторых, дадут серьезный импульс развитию отечественных ИT-решений. Третий способ стимулирования инвестиций в технологии, обеспечивающий также повышение производительности труда - это быстрое увеличение минимального размера оплаты труда (МРОТ), которое должно вытеснить с рынка низкопроизводительные технологии. На решение этой задачи будет работать повышение МРОТ, озвученное президентом Путиным в Послании Федеральному собранию: к 2030 году он должен увеличиться почти вдвое - до 35 тысяч, что, безусловно, будет способствовать не только развитию инвестиционного процесса, но и повышению уровня жизни населения.

Итак, что в итоге? Инвестиции, поддержка научных разработок и внедрение инновационной продукции - это здорово, это важно. Однако они недостаточны и не сработают в условиях высокой стоимости инвестиций и кредита при очевидно завышенной ключевой ставке Центробанка. Поэтому нам потребуются специальные меры стимулирования спроса на передовые образцы отечественной продукции, к которым относятся бюджетные закупки, запреты на старые, непроизводительные технологии, а также быстрый рост стоимости рабочей силы.

И конечно же, надо что-то делать со стоимостью заимствований. Совершенно очевидно, что явно завышенная ключевая ставка Центробанка исключает реализацию программы, намеченной президентом Путиным и предполагающей переход к экономике предложения с опорой на инвестиции. То есть необходимо убедить Центробанк, что инфляция - это не самое большое из зол и если мы не справимся с противодействием внешнему давлению, уже не важно будет, какой у нас был уровень инфляции. Свои плюсы и минусы есть у нынешней модели организации Центробанка, и у той модели, которая, к примеру, есть у наших соседей, в Беларуси. Там Центробанк больше подотчетен правительству, и нам надо понять, какая модель лучше работает в условиях жесткого внешнего недружественного санкционного и военного давления. Кроме того, надо рассмотреть вопрос о целесообразности введения пусть даже и на ограниченный по времени срок институтов прямого управления делами на всей территории страны. Они могут быть полезны для принятия быстрых и оперативных решений в условиях, когда нет времени для всесторонних согласований.

И вот тогда, я думаю, все у нас получится.