Время несется, сжимается, информации все больше, поэтому кажется, что сегодняшние дети космические - будто уже в материнской утробе научились жить по-другому.
Ольга Тарасова: С точки зрения нейропсихологии есть две составляющие развития человека: его мозг и среда, в которой он родился и находится. Мозг изначально - данность, константа. Социальная среда, культура - всегда изменчивая категория, вот она и будет влиять на ребенка в целом, усложнять или упрощать его способности. Простой пример: мы отмечали карандашиком в программке, когда по телевизору покажут мультфильмы, то есть как минимум читали, понимали цифры и время, анализировали, сопоставляли, планировали день. Наши дети находятся в бесконечном потоке видеороликов и клипов - только кнопочку нажми, у них совсем иные социальные и культурные навыки.
Возможности мозга ограничены или безграничны?
Ольга Тарасова: Лучше, когда у человека есть нормальные способности, имеющие пределы. Если они уходят за границу, это нехорошо. Объясню. У маленького ребенка вдруг проявилась суперспособность. Значит, его мозг затратил на нее все ресурсы, которые должны равномерно распределиться между навыками… Как правило, у деток с высоким интеллектом есть нарушения: им часто трудно общаться со сверстниками, у них повышенная тревожность... Они находятся в себе, не успевают быстро обрабатывать огромный объем информации. На выходе получаем тики, неврозы.
Предвестники подобных проявлений всегда в беременности?
Ольга Тарасова: Ребенок рождается с генетическим кодом своего рода. Кроме того, на развитие плода влияют слишком ранняя или поздняя беременность, эмоциональное состояние мамы, плохие социальные условия и экология, вредные привычки, некачественная еда, хронические болячки, прием лекарств...
Если первоначальный скрининг уже показал отклонения в развитии плода, можно ли что-то поправить?
Ольга Тарасова: Увы, в такой момент лучше обратиться к психологу, приготовиться принять важнейшее решение. Последствия будут и после стимулирования родовой деятельности. Смотрите, мама пока не готова. Значит, и ребенок тоже. А их заставляют работать наперекор физиологии. Не зря у первородящих на это заложено от восьми часов, а лекарства сокращают процесс в два раза. В итоге ребенок с большой вероятностью получит истерический тип характера. Никакой радости от события.
Логопедические проблемы - тоже звоночек оттуда, из беременности?
Ольга Тарасова: Умственное, речевое, физиологическое нарушение - всегда следствие беременности и течения родов, первого года жизни грудничка. Психика - слоеный пирог, а речь, коммуникативные навыки - вишенка, венчающая его. Если она не сформировалась или формируется с опозданием, значит, на нижних уровнях-слоях что-то было не так.
Ребенок родился с поражением центральной нервной системы и, вместо того чтобы начать адекватный ход развития, знакомиться с ощущениями тела, пытается восстановиться - попросту плачет. Если он месяц, второй и третий по такому сценарию провел, ясно, что развитие пойдет не по норме. Чем раньше мама приведет чадо на диагностику, тем проще ему помочь. Желательно до полутора лет. К пяти годам накапливается такой огромный долг по неприобретенным навыкам, что его в полной мере не восстановить никогда.
На какие моменты стоит обратить внимание?
Ольга Тарасова: Речь - показатель нормы или отклонения. Притом ребенку важно не только самому говорить, но слышать, понимать и выполнять просьбы хотя бы мамы. Если взрослые 20 раз повторили, а сын, например, не реагирует - это признак дефицита внимания, и его тоже надо как можно раньше корректировать.
Что и в каком возрасте должен уметь говорить ребенок для нормотипичного развития?
Ольга Тарасова: К году - около 10 лепетных слов ("мам", "пап", "ба", "дай", "на", "ав", "ам") плюс указательный жест. К двум годам - бытовые фразы ("мама, дай", "мама, хочу пить"). К трем - предложения с существительными, прилагательными, глаголами ("мама, дай красный шарик").
Казалось бы, в наше время доступной и разнообразной информации подрастающее поколение в ней свободно плавает, но выразить свои мысли подчас не могут даже девятиклассники…
Ольга Тарасова: Поглощение информации и умение ею пользоваться - два разных процесса. Проблема в том, что дети - пассивные потребители. Возможно, у них и копится словарный запас, представления о мире, но очень искаженные. Попросите среднестатистического ребенка постирать свои носки, и он впадет в ступор. Где-то в доме найти таз, налить определенное количество воды нужной температуры, раздобыть порошок - цепочку действий выстроить трудно. Чтобы формулировать мысли, отвечать на вопросы, нужно тренироваться каждый день - на книгах, в беседе с близкими.
В поликлиниках на диагностику ребенка врачи, те же неврологи, тратят 15 минут.
Ольга Тарасова: Нужно 45, а то и больше. Надеюсь, так будет не только в частных центрах. Квалифицированных логопедов, к счастью, стало больше, но и число детей с поведенческими проблемами, педагогической запущенностью не уменьшилось. Остро нужны сурдо- и тифлопедагоги, АВА-терапевты, занимающиеся с детьми с аутистическими расстройствами. И еще больше речевых групп в детских садах.
Навязчивые движения - тоже отклонение от нормы?
Ольга Тарасова: Следствие неравномерности работы двух полушарий мозга, когда, допустим, правое не передает информацию левому. Ребенок не всегда понимает, что происходит (ведь именно левое отвечает за смыслы и аналитику), и начинает волноваться - крутить волосы, грызть ногти. Тики и заикания отсюда же. Насильственно запрещать это делать не стоит, иначе можно усугубить, а вот выполнять определенные упражнения, направленные на пересечение средней линии тела, необходимо. Восстановление дыхания и ритма приносит покой. Дальше учим детей программировать деятельность, формируем смысловые дорожки.
Детские истерики - абсолютное зло или допустимое?
Ольга Тарасова: Истерики бывают разными. Истерика верхнего этажа - когда ребенок манипулирует взрослыми (понимает, но специально так себя ведет, привлекая внимание). Тут либо игнорирование, либо последовательное родительское поведение - обозначить правила и придерживаться их. Истерика нижнего этажа - когда ребенку физически плохо. Следует обеспечить тишину и покой, взять на руки, дать водички, посмотреть вместе в окно, подышать.
Учат ли нейропсихологи родителей, как мотивировать ребенка на учебу, выполнять бытовые просьбы?
Ольга Тарасова: Учат, это очень важно. Мамы иногда жалуются: у сына все есть, он уже ничего не хочет… Так очистите его пространство от лишнего, вот и выявится банальная потребность. Если выразил желание, дальше можно разговаривать про условия: "что ты готов за это сделать". Мы же трудимся и получаем зарплату. Так и здесь. Замечу: родителям лучше навести порядок и у себя в голове. Определитесь, что вы даете чаду безусловно (внимание, общение, но никак не гаджет), а что - при выполнении условия, когда надо проявить усилия.
Похоже, мы возвращаемся к началу: потоки информации, мельтешение картинок, приставки, игры, яркий и сладкий виртуальный мир.
Ольга Тарасова: Что уж говорить, если теперь коляски продают с держателями для планшета и смартфона. Вместо того чтобы смотреть по сторонам на прогулке, накапливая опыт: вот птичка, вот собачка, вот дорога - ай-ай-ай, туда нельзя, ребенок залипает в экран. Телефоны-смартфоны пришли, а правила взаимодействия с ними не установились. Чтобы научить детей пользоваться смартфоном как полезным предметом, нужно научить их сначала читать, считать, обращаться с календарем, фотоаппаратом… А им дают технику в качестве игрушки, что может обернуться настоящей зависимостью.
Надо ли делать из ребенка лучшую версию себя? Или отстать от него: пусть растет как растет.
Ольга Тарасова: В воспитании есть два красных флажка - крайности одного и того же неправильного представления о порядке вещей. Одни родители говорят: хочу, чтобы ребенок рос свободной личностью и ни в чем себе не отказывал. Другие обещают: буду лепить человека, которого себе нафантазировал. Но быть свободным можно только до определенного момента - до свободы другого индивида. А ломание через колено всегда встретит протест. И тот, и другой путь ложный. Надо просто наблюдать и помогать, если потребуется помощь. И бить тревогу, когда заметите яркие отличия от общепринятых социально-культурных норм.