Объем российского рынка интернет-рекламы в 2023 году достиг исторического максимума

По итогам 2023 года российский рынок интерактивной рекламы и продвижения в интернете показал исторический максимум. Его объем увеличился на 55% и составил 807 млрд рублей, таковы данные Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР), с которыми ознакомилась "РГ".
Объем российского рынка интернет-рекламы в 2023 году достиг исторического максимума
Объем российского рынка интернет-рекламы в 2023 году достиг исторического максимума / iStock

При этом, отмечают авторы отчета, вложения в традиционные сегменты возросли на 32% и достигли 427,6 млрд рублей. Инвестиции в инновационные форматы выросли на 93% - эксперты оценили их объем в 379,6 млрд рублей.

"В 2023 году рынок рекламы восстановился относительно 2021 года. Уход части поставщиков рекламных услуг в 2022 году вызвал интерес к новым, экспериментальным и альтернативным инструментам, что привело к взрывному росту в инновационных сегментах и значительному росту в традиционных. Конкуренция среди рекламных интернет-систем обостряется, что благотворно сказывается на бизнесе, для которого ассортимент рекламных инструментов продолжает увеличиваться. Интернет, крупнейший канал потребления информации и услуг, заслуженно является самым большим рекламным медиа" - говорит Борис Омельницкий, президент АРИР.

В традиционные сегменты вошли branding- (баннеры, видео) и performance реклама с оплатой за результат (поисковая, контекстная, таргетированная, Mobile In-App и в соцсетях). В поквартальном разрезе в 2023 году в сравнении с аналогичными периодами 2022 года рост группы составил: в первом квартале +13% - общий объем достиг 85,8 млрд рублей; во втором - +49%, объем равен 101,8 млрд рублей; в третьем квартале +36%, до 111,7 млрд рублей; в четвертом квартале +32%, с объемом 128,3 млрд рублей.

Рекламные инвестиции в Branding Video составили 26 млрд рублей, продемонстрировав рост на 8%. Вложения в баннерную рекламу (branding banners) повысились на 43% и достигли 48,7 млрд рублей. Сегмент performance-рекламы эксперты АРИР оценили в 352,9 млрд рублей - он увеличился на 33%.

."В 2023 году мы видим продолжение тенденции роста digital рекламы и продвижения, при этом рост показывают как и традиционные, зрелые сегменты отрасли, так и инновационные сегменты. С учетом опережающего роста инновационных сегментов в этом году нам важно сосредоточится на совершенствовании сегментации оценки, чтобы сделать наш рынок более прозрачным и понятным для рекламодателей. Кроме того, полезным будет использовать в оценке существующие независимые данные, в том числе данные ЕРИР", - отмечает Алексей Беляев, Вице-президент АРИР и Директор по исследованиям коммерческого департамента VK

Объемы затрат на рекламу у блогеров и в рекламе у мобильных операторов выросли на 50%, составив 18 и 30 млрд рублей соответственно. На рекламу в мессенджерах было потрачено 20 млрд рублей, что составило +100% по сравнению с 2022 годом.

"За год объем увеличился на 50%. Я уверен, что цифра может быть больше. Сегмент сохраняет высокий потенциал для роста, бренды видят реальную пользу от рекламы у блогеров и лидеров мнений, которые хорошо работают и на ранних этапах, и в продажах. Рынок перестроился, появились новые тренды и вызовы. При этом очевидно, что мы не видим всей картины, так как рынок Influencer Marketing шире, чем просто размещение рекламы у авторов контента", - уверен Антон Петухов, сопредседатель комитета по Influencer Marketing.

"Мы видим большую часть денег в рекламных размещениях - это то, что можно посчитать с достаточным уровнем достоверности. Но при этом сложно оценить объем, который лежит в долгих контрактах, например на амбассадорство, в СТМ и других направлениях, связанных с аналитикой и данными. Считаю, что рост на 50% - хороший признак того, что рынок понял важность направления Influencer Marketing, научился работать с ним в новых условиях и будет наращивать закупку у блогеров в 2024 году. Думаю, что активно этому поможет растущая медиаинфляция, чье влияние без всякого сомнения может снизить контент, в том числе у инфлюенсеров", - добавляет Александр Кукса, основатель агентства SALO.

С такой оценкой рынка рекламы у блогеров не согласны в профильной Ассоциации блогеров и агентств (АБА). Там оценивают его в 30 млрд рублей за 2023 год, то есть почти в два раза больше, чем получилось у АРИР.

"Причины такого позитивного роста в том, что сегмент инфлюенс-маркетинга значительно шире, чем просто реклама у авторов контента. В него также входят интеграции в подкасты, прямые эфиры у стримеров, спец-проекты с участием блогеров и прочее. Бренды видят реальную пользу от работы с инфлюенсерами и готовы вкладывать значительные бюджеты на продвижение именно у них", - комментирует президент АБА Татьяна Иванова.

Рекламный рынок растет, остаются вопросы только к структуре этого роста, полагает Сергей Стукалов, директор практики Digital-коммуникаций, "Михайлов и Партнёры".

"Стоит разделить на реальный и номинальный рост. Реальный рост обозначен переделом потребительского рынка: появляются новые российские бренды; другие российские бренды резко захотели заместить долю ушедших иностранных: дополнительные бюджеты тех, кто получил господдержку (прямо или косвенно получили свободные деньги на рекламу)", - уверен эксперт.

Номинальный рост же эксперт связывает с негативными тенденциями. По словам Стукалова, сокращение числа площадок и инвентаря негативно сказывается на всех форматах - от аукционов до нативных форматов.

"В результате рост выручки на рекламном рынке в размере 20-25% - это медиаинфляция. На фоне роста цена в интернет-рекламе видим уход части бюджетов в оффлайн-форматы, которые тоже растут рекордными темпами. Еще один фактор - рост издержек в связи с выполнением закона о маркировке интернет-рекламы. Если вычесть одно из другого, то рост объем создаваемого рекламного продукта - около 10-15%, что тоже достаточно много", - отмечает он.

Номинальный рост же связан с негативными тенденциями. Сокращение числа площадок и инвентаря негативно сказывается на всех форматах - от аукционов до нативных форматов. В результате рост выручки на рекламном рынке в размере 20-25% - это медиаинфляция. На фоне роста цена в интернет-рекламе видим уход части бюджетов в оффлайн-форматы, которые тоже растут рекордными темпами. Еще один фактор - рост издержек в связи с выполнением закона о маркировке интернет-рекламы.

Если вычесть одно из другого, то рост объем создаваемого рекламного продукта - около 10-15%, что тоже достаточно много.