Почему все проекты по созданию альтернативы обычному смартфону потерпели неудачу
Судьба Vision Pro складывается по тому же сценарию, что и у всех предыдущих VR-гарнитур. После захватывающего запуска, множества публикаций в СМИ и соцсетях, когда продажи резко выросли, а пользователи бежали в магазины на обучающие демо-сессии, интерес к гарнитуре смешанной реальности от Apple угас.
В апреле спрос на демо-сессии с Vision Pro драматически снизился. Как говорят сами сотрудники Apple Store, люди, которые назначают встречи, часто не появляются, а продажи в Apple Store снизились с пары штук в день до нескольких за целую неделю. Apple даже пришлось активизировать маркетинговую компанию на своей домашней странице. Теперь в верхней части сайта размещена огромная реклама Vision Pro - самая агрессивная с тех пор, как устройство поступило в продажу в начале февраля.
Также большим вопросом является статистика использования Vision Prо, проблема, которая преследовала предыдущие очки виртуальной реальности. Владельцы пишут, что течение первого месяца владения Vision Pro они использовали ее каждый день, иногда по несколько раз. К концу апреля частота использования Vision Pro снизилась до одного двух раза в неделю. Когда первоначальный ажиотаж утих, стало очевидным, что Vision Pro слишком громоздки для ежедневного использования. Подключение аккумулятора, загрузка, навигация по интерфейсу, разительно отличается от интуитивной и простой разблокировки смартфона или включения телевизионного пульта. Пользователи Vision Pro недовольны тем, что гарнитура вырывает их из реального мира, из-за чего ее неудобно использовать в кругу семьи или среди коллег.
Один из самых известных Apple-инсайдеров, аналитик Минг-Чи Куо сообщил, что Apple сократила планы по поставкам гарнитуры Vision Pro с 700-800 тысяч до 400-450 тысяч в 2024 году и может пересмотреть график выпуска следующих версий гарнитуры. Спрос на Vision Pro стоимостью 3500 долларов упал намного сильнее, чем ожидала компания, а в конце апреля на пенсию был отправлен Фрэнк Казанова, главный исполнительный директор, отвечающий за маркетинг Vision Pro.
Основанный бывшими сотрудниками Apple, работавшими над iPhone и iPad, стартап Humane в конце 2023 года представил AI Pin - "смартфон" без экрана, состоящий из двух частей: основного и аккумуляторного блоков, которые фиксируются на одежде или других поверхностях по принципу магнитного бейджа. Стартап привлек к себе внимание и на этом фоне Humane удалось привлечь сотни миллионов долларов инвестиций.
Humane не стеснялась своих амбиций: они хотели уничтожить смартфоны или, по крайней мере, уменьшить потребность в них. Ai Pin, размером примерно с Apple Watch Ultra, стоит 700 долларов, но у него нет экрана, а управление осуществляется голосом и с помощью небольшой сенсорной поверхности. Также есть проектор, который проецирует изображения на ладонь. Основная задача AI Pin - подключаться к моделям искусственного интеллекта с помощью специального программного обеспечения, которое компания называет AI Mic. Собственно, доступ к ChatGPT является одной из основных функций устройства, а его операционная система под названием Cosmos предназначена для автоматической перенаправления запросов к ChatGPT.
Гаджет перегревается и в нем отсутствуют ключевые функции, такие как возможность управления таймерами и календарями. Ai Pin не может подключаться к сторонним приложениям и имеет удручающее время автономной работы даже с дополнительным аккумулятором.
Разгромный обзор Ai Pin от MKBHD (Маркуса Браунли), самого популярного техноблогера на YouTube (18,8 млн подписчиков), по мнению экспертов, просто похоронил Humane и Ai Pin.
При этом многие специалисты по usability еще в 2023 году, во время анонса Ai Pin, предупреждали, что полагаться на голосовое управление и систему лазерной проекции большинство людей не будет. Пользователи не захотят взаимодействовать с устройством таким образом. В целом, голосовые интерфейсы громоздки и неэффективны. Они могут быть полезны лишь в некоторых сценариях, когда пользователь один, или для быстрого взаимодействия с устройством.
На сегодняшний день технологии, которая заменила бы смартфоны, просто нет. И в этом нет ничего удивительного. Смартфон и мобильный интернет стали фундаментальным изобретением 21 века, хотя поначалу таковыми не казались. Их судьба напоминает появление автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, который поначалу воспринимался как непонятная и опасная игрушка, а потом стремительно захватил мир. При этом базовая конструкция автомобиля, кузов, двигатель, 4 колеса и руль осталась такой же, как и 100 лет назад.
Сегодня по мнению экспертов и футурологов единственной технологией, которая сможет если не заменить смартфон, то по крайней мере его потеснить и взять на себя ряд его функций, являются максимально похожие на обычные, очки (а в будущем контактные линзы) дополненной реальности. Хотя для этого нужно еще преодолеть ряд технических ограничений. Пока первые очки дополненной реальности выглядят громоздко и не очень удобны в использовании, но в отличие от голосовых интерфейсов, концептуально эта идея выглядит перспективной.