В нашей стране появятся новые национальные проекты технологического суверенитета. Поручение правительству РФ разработать их, утвердить и обеспечить реализацию дал в конце марта этого года президент России Владимир Путин. Эти проекты должны охватывать несколько ключевых направлений: сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность, экономика данных и цифровая трансформация государства, новые материалы и т.д.
В поручении указывается, что при создании нацпроектов технологического суверенитета необходимо предусмотреть мероприятия по разработке и серийному производству высоколокализованной продукции и обеспечение долгосрочного спроса на нее. Выполнению последней задачи могут способствовать закупки со стороны государственных компаний и организаций.
"Госзакупки могут и должны помочь отраслям, где рыночного спроса по тем или иным причинам пока не хватает для устойчивой работы компаний и их инвестиций в разработку и развитие. Это все традиционно зависимые от импорта сферы, где внутренний производитель еще не имеет имени, спроса и репутации. Доверие государства и предсказуемый спрос по линии госзаказа может помочь российским компаниям встать на ноги, проинвестировать в разработку и инновации", - сказал "РГ" генеральный директор компании "Эксперт Бизнес - Решения" Павел Митрофанов.
Впрочем, по его словам, госзаказ не должен быть ключевым источником стимулирования - важен также доступ бизнеса ко всем каналам финансирования, например, банковским деньгам, в том числе с целевыми программами и льготными условиями.
Процесс закупки - это завершающая часть большой подготовительной работы. И стимулы нужно искать на более ранних этапах - исследовательской и проектной стадиях, считает генеральный директор Союза закупщиков Павел Тихомиров. "С другой стороны, государство - это очень крупный заказчик, формирующий огромный пакет потребностей. И если убедить государство закупать в будущем в определенном объеме такую-то инновационную продукцию, это даст серьезный стимул вкладываться в ее производство", - сказал он "РГ".
Кстати, по закону заказчики должны размещать в единой информационной системе план закупки инновационной высокотехнологичной продукции на период от пяти до семи лет.
"Конечно, не все планы реализуются, но включение в них как минимум означает, что заказчики думают в данном направлении. Требование закона о плане закупок такой продукции однозначно стимулирует заказчика изучать рынок инноваций и выбирать наиболее эффективные предложения и идеи", - отметил Павел Тихомиров.
Влияние закупок на достижение технологического суверенитета есть, и объективное, отметил генеральный директор РТС-тендер Владимир Лишенков.
"Если это закупки по Закону "О контрактной системе...", то есть много способов, связанных с ограничением или запретом импортной продукции. Они применяются на протяжении последних 10 лет начиная с 2014 года", - сказал "РГ" Владимир Лишенков.
Кстати, спрос на свою продукцию могут найти не только крупные, но и небольшие компании. Распоряжением правительства РФ еще в 2016 году был утвержден перечень заказчиков, которые обязаны закупать инновационную, высокотехнологичную продукцию, в том числе у субъектов МСП. В этом списке 90 организаций. Согласно планам закупки на 2023 год объем приобретения вышеуказанной продукции составил 327,71 миллиарда рублей, в том числе у субъектов МСП - 20,88 миллиарда рублей.
Некоторые виды отечественной продукции получают дополнительную поддержку от государства. К примеру, в марте прошлого года производители электроники на российской элементной базе получили преимущество на госзакупках. Был определен трехуровневый механизм допуска электроники. Наивысший приоритет получила российская техника, работающая на отечественных процессорах. Она классифицируется как продукция "первого уровня" и имеет соответствующую отметку в реестре Минпромторга России. Если на российской технике установлены компоненты иностранного производства, то она относится ко "второму уровню" и может закупаться только в случае отсутствия предложений по продукции "первого уровня". Полностью иностранную технику отнесли к "третьему уровню", и предложения о таких поставках должны рассматриваться в последнюю очередь.
"Подобный подход позволит поддержать отечественных производителей, сформировать дополнительный гарантированный спрос на их продукцию, что должно позитивно сказаться на развитии их проектов в средне- и долгосрочной перспективе", - отметил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
Правило работает следующим образом: допустим, свою продукцию в соответствии с техническим заданием предлагают две китайские компании, одна европейская и одна российская. Как только появляется российская - контракт заключается именно с ней, пояснил "РГ" вице-президент Ассоциации участников закупок Владимир Лебедев.
"При этом контракт с единственным поставщиком российских товаров обычно заключается по более высокой цене, поскольку компонентная база в том же Китае развивалась десятилетиями. В России производят все с нуля и не в таких объемах, как КНР, поэтому выходит дороже, - сказал эксперт. - Получается, что государство, создавая преференции российскому производителю, сознательно покупает продукцию дороже. Это своего рода инвестиция в развитие отечественного производства и забота о российском производителе".
"Кроме того, стимулировать инновационную активность могли бы закупки госкомпаний в области энергетики, станкостроения, техники и спецтехники, сельского хозяйства, генной инженерии, медицины. Развивать технологический суверенитет надо там, где мы сильны", - считает Владимир Лишенков.
Свою роль играют и ценовые преференции для российской продукции, которая при проведении конкурса или запроса котировок рассматривается по цене: предложение минус 15 процентов. Например, при запросе котировок импортный товар предлагается за 2000 рублей, а товар из России - за 2200. Но с учетом преференции цена товара из РФ будет считаться равной 1870 рублей (2200 минус 15 процентов). И победит заявка с отечественным товаром, так как он оказывается дешевле. Но договор при этом будет заключен по цене, которую участник предложил в заявке, - 2200 рублей.
Одним из способов формирования долгосрочной потребности и обязательств государства закупать продукцию у коммерческого предприятия являются офсетные контракты со встречными инвестиционными обязательствами, рассказал Павел Тихомиров.
Как работают эти контракты? "Государство решает, что нужно производить ту или иную продукцию на территории России. Оно находит инвестора и договаривается, что тот построит завод, наладит производство, а государство с ним заключит офсетный контракт, по которому в течение 10 лет будет гарантированно покупать эту продукцию, - пояснил Владимир Лебедев. - И покупая ее дороже, чем, допустим, китайскую, государство своего рода вкладывает средства в новое производство, чтобы инвестор, построивший завод, смог вернуть свои деньги".
Один из примеров такого офсетного контракта - строительство в Москве завода по производству батарей для электротранспорта и центра технического обслуживания наземного пассажирского и коммерческого транспорта. Совокупный объем инвестиций в создание и модернизацию производств по подписанным офсетным контрактам составит около 82 миллиардов рублей. В рамках соглашения в течение шести лет столица должна закупить свыше 155 тысяч тяговых аккумуляторных батарей для электробусов, автомобилей "Москвич" и речных электросудов на сумму 172 миллиарда рублей.
"Закупки в эпоху трансформации будут стимулировать процесс формирования новых производств в рамках импортозамещения взамен ушедших компаний, что поспособствует достижению Россией технологического суверенитета", - подытожил Павел Митрофанов.