21.05.2024 19:55
Поделиться

В Челябинске историю "чайного пути" расскажут карты географа Людовика XV

Ничто не предвещало неожиданностей под синим коленкоровым переплетом, сделанным неизвестным мастером в 1958 году для альбома старых карт. Видимо, папка, в которой хранились эти карты, совсем растрепалась, и рачительные библиотекари отправили 38 листов в переплет. Альбом карт в коленкоре оттепельных времен дожил мирно до 2024 года в библиотеке Музеев Московского Кремля, когда его затребовали кураторы выставки "Русский чай".
В Челябинске покажут отдельные карты Гийома, в том числе Тартарии - область от Каспия до Тихого океана и до границ Китая.
В Челябинске покажут отдельные карты Гийома, в том числе Тартарии - область от Каспия до Тихого океана и до границ Китая. / Предоставлено Пресс-службой Музеев Московского Кремля

Музеи Московского Кремля готовят этот проект для музея в Челябинске, с которым у них давние отношения. А история русского чая, естественно, подразумевает историю "чайного пути" с Востока на Запад, из Кяхты - в Европу. Кяхта - городок в Бурятии близ границы с Китаем. Он вырос, как водится, из острога в крепость, а из крепости - в "клондайк" чаеторговцев. Кяхта снабжала чаем всю Россию и Западную Европу. Даже чай тогда у нас называли "кяхтинским". В Европе - "русским".

Историю "чайного пути" без карт не рассказать. Так старый атлас был снят с библиотечной полки. Открыв его, музейщики замерли - перед ними были карты Гийома Делиля, "первого географа его королевского величества" короля Людовика XV, академика Королевской академии наук Франции, а по совместительству - учителя географии маленького Людовика. Ну, это примерно как обнаружить клад античных монет в бабушкиной коробке из-под леденцов, в которой кроме старых пуговиц отродясь ничего не было.

О находке рассказывает Василий Загребин, научный сотрудник отдела рукописных печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля.

Атлас карт оказался раритетом из-за маленького тиража издания?

Василий Загребин: Про тираж тут нельзя говорить. Это собрание карт, которые издавались в Амстердаме в разные годы XVIII века. У нас экземпляр атласа 1730-х годов. В зависимости от желания заказчика количество карт могло различаться. У нас, например, 38 карт. Я видел экземпляры, включавшие 118 карт. Но среди 38 карт нашего сборника есть карты Европы, Азии, Африки, Южной и Северной Америки. Карт Австралии нет. Плюс несколько исторических карт. Так что у нас довольно полная подборка.

Автор - французский академик. Сам же атлас делался в Нидерландах?

Василий Загребин: Гийом Делиль изготовил около 100 карт за свою жизнь. Но оформлены они были как атлас уже после его смерти в 1726 году. Занимался этим с 1730-х годов в Амстердаме известный издательский дом "Ковенс и Мортье". Он 150 лет поставлял атласы, карты, путеводители по Европе.

Если издавали голландцы, карты могли попасть в Россию благодаря Петру I?

Василий Загребин: Трудно сказать. У нас нет даже информации, когда карты поступили в собрание Музеев Московского Кремля. Но Гийом Делиль с Петром I действительно встречался. В 1717 году Петр I приезжал в Париж, познакомился в том числе с двумя братьями Делиль. Если Гийом был географом, то младший Жозеф Никола Делиль - астрономом. Петр I уговаривал братьев ехать в Россию, чтобы заняться организацией фундаментальной науки. Гийом отказался. А Жозеф Никола поехал, 20 лет проработал в России. Участвовал в строительстве обсерватории над Кунсткамерой в Петербурге. Ездил в экспедиции в Сибирь. И стоял у истоков астрономии как науки в России.

То есть путешественником был не брат-географ, а брат-астроном?

Василий Загребин: Гийом был классическим кабинетным ученым. Не факт, что выезжал за пределы Франции. Он был членом Королевской академии наук. К нему стекались старые карты, отчеты путешественников, астрономические наблюдения. Он все это собирал, сверял, сводил информацию. И создавал точнейшие для своего времени и научно выверенные карты. Он, например, известен тем, что пересчитал заново площадь Средиземного моря и устранил ошибку, которая была со времен атласа Птолемея.

Иначе говоря, он был еще и математиком, астрономом...

Василий Загребин: ...и историком. Делиль еще ребенком начал с того, что рисовал исторические карты для изданий своего отца, историка и географа. Несколько исторических карт включены и в наш атлас. Это две карты Римской империи на 400 г. н.э. и карта церковно-юридического деления Северной Африки.

Исторические карты - путешествие в мир мифов. Карты были и произведением искусства?

Василий Загребин: Конечно. Даже карты Делиля, притом что их точность увеличивалась с каждым десятилетием на порядок, предназначались в том числе и для интеллектуального увеселения. Когда отчеты путешественников давали мало материала, Гийом мог дать штриховкой "темный лес" и написать что-нибудь про то, что его населяют зыряне-язычники. Или упомянуть, что тут царская экспедиция обнаружила коллекцию античных статуй, о которых упоминал еще Птолемей. Карта Московии богата такими описаниями. К слову, на картуше карты Московии Делиль выражал признательность Андрею Матвееву, послу Петра I в Европе, который предоставил сведения о географии страны.

Фактически этой картой нельзя было пользоваться?

Василий Загребин: Смотря где. На картах Германии, Испании, Швейцарии были отмечены все почтовые дороги. А когда он рисовал карты дальних земель, ему приходилось быть изобретательным. Но научный подход для Делиля был очень важен. Он даже судился с коллегами по цеху из-за неточного копирования своих карт. А в 1700 году была громкая история, когда был скопирован глобус, созданный Делилем по заказу. Там были новейшие сведения, которые он не хотел тиражировать. Делиль добился, чтобы весь тираж изъяли из печати.

Открыв атлас, музейщики замерли - перед ними были карты Гийома Делиля, "первого географа его королевского величества" короля Людовика XV

Борьба за авторские права в XVIII веке...

Василий Загребин: Обладание новейшими географическими данными в то время могло сыграть роль в освоении колонии, проведении границ. Кстати, больше всего известны сделанные им карты Северной Америки, особенно Новой Франции - Канады, Луизианы. У него была свежая информация, где какую реку нашли, где сейчас проходит граница между английскими, французскими и испанскими колониями. Карта могла становиться инструментом пропаганды в интересах французского короля.

Кто оформлял карты?

Василий Загребин: У Гийома Делиля была граверная мастерская на Набережной Часов в Париже. Но на нашем атласе несколько карт подписаны гравером, который отвечал за новое оформление картушей при перепечатывании карт в Амстердаме.

Вы планируете показывать атлас целиком на выставке в Челябинске?

Василий Загребин: Нет. Сейчас атлас передают из библиотечного фонда в фонд графики, ставят его на музейный учет. Он разброшюрован. Каждый лист будет реставрироваться. Отдельные карты будут использоваться на выставке.