Какие уроки нужно извлечь из паводка на Алтае

По данным правительства Алтайского края, во время первой волны паводка в регионе было подтоплено 720 домов и около 3,5 тысячи приусадебных участков. Алтайский край от паводка пострадал больше других регионов Западной Сибири, причем задело те районы, где весеннего половодья давно не было, - Михайловский. Бурлинский, Волчихинский. Например, по воспоминаниям старожилов райцентра Михайловское, последний такой "потоп" случился в середине восьмидесятых годов прошлого века.

Хотя зимой муниципальным властям можно было насторожиться и начать "стелить соломку". Снег на изрядно промерзшую землю лег поздно, потом несколько раз шли дожди, которые сменялись морозами. Земля в итоге промерзла на полтора, а местами почти на два метра. Поэтому ее способность пропускать талые воды стала низкой. И весной многое пошло не по сценарию, который строился на предварительных прогнозах. Больше всего к такому повороту событий оказались не готовы территории, не имеющие навыков борьбы с водной стихией. Подготовка к паводковому периоду всегда в основном ложится на муниципальные власти - в частности, определение примерных зон подтопления, пунктов временного размещения людей, мест для эвакуированного скота.

- Этот паводок лишний раз показал, что местным властям всегда нужно готовиться к различным вариантам развития ситуации, очень внимательно следить за погодой, сведениями Росгидромета, количеством снегозапасов и уровнем промерзания почвы. Наша служба вообще всегда готовится к самому худшему варианту развития событий, независимо от прогнозов, - говорит замначальника пресс-службы МЧС России по Алтайскому краю Андрей Поздняков.

Минувший паводок подтопил в регионе 114 населенных пунктов. Степень напряжения была разной - где-то вода добралась до нескольких домов, а где-то до нескольких десятков. Больше всего досталось Михайловскому району. Спасатели вывозили людей на лодках, эвакуировали свиней и баранов (больше трехсот голов скота), а также собак. На самом пике развития событий сотрудники МЧС непрерывно работали несколько суток, сложностей хватало, но не было паники.

- В райцентре Михайловское подтопило 457 жилых домов, в которых проживало около 1500 человек. Причем не все перебрались в пункты временного размещения. Часть жила у родственников, часть осталась в подтопленных домах, где вода не поднялась выше уровня пола, - вспоминает Андрей Поздняков.

В Михайловском жизнь постепенно вернулась в привычное русло. Особенно много пересудов вызывает денежная компенсация для "подтопленцев", ее размеры и механизм распределения - у кого-то в доме стояла вода, и ему выплатили десять тысяч рублей, а кому-то перепало тридцать тысяч, хотя урон оказался небольшим. Иногда доходит до нелепого, говорит председатель сельсовета Оксана Афанасьева: один из пожилых михайловцев до сих пор не получил компенсацию, а когда стали разбираться, почему, оказалось, что не написал заявления ("А я не знал").

Вода ушла. Но если одна часть селян, засучив рукава, справляется с последствиями наводнения самостоятельно, то другая ждет, когда все сделают власти. Старожилы вспоминают, что когда в середине восьмидесятых Михайловское постигло серьезное подтопление села, никто не ждал компенсаций. Селяне дружно наводили порядок в домах и на улицах.

Тем не менее михайловцы приходили на помощь друг другу при эвакуации. Брали на постой не только родственников, но и знакомых. Для тех, кто угодил в пункты временного размещения, по словам Оксаны Афанасьевой, в здание районной администрации приносили еду и одежду. Один из домовладельцев даже отказался от компенсации, предложив отдать деньги тому, чье хозяйство пострадало серьезнее.

Несмотря на то что паводок на Алтае носил неординарный характер, специалисты уверены, что урон был бы намного меньше, будь в регионе достаточно водопропускных сооружений. Речь прежде всего о водопропускных трубах под дорогами - их очень мало, в частности, в злополучном Михайловском районе. По мнению начальника отдела водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Виталия Карловского, если бы рядом с райцентром лежали такие трубы, вода ушла бы в ближайшее озеро. Чтобы пропустить потоки, некоторые дороги приходилось раскапывать. Та же хроническая проблема и в Барнауле, где во время сильных дождей затопляет некоторые участки одной из главных магистралей - Павловского тракта.

Резонный вопрос: почему дорожники экономят на таких сооружениях, а контролирующие структуры закрывают на это глаза? Другой вопрос, который нынешней весной мучает жителей Барнаула: не оттого ли во время паводка в кранах текла очень мутная вода, что у Водоканала не хватало качественных реагентов для ее очистки?

Корреспондент "РГ" попытался получить разъяснения у главного технолога ООО "Барнаульский водоканал" Светланы Труновой, но та сослалась на крайнюю степень занятости и некую проверку. Пришлось обратиться к руководителю Центральной аналитической лаборатории Барнаульского водоканала Татьяне Шималиной. Она заверила, что на водоочистных сооружениях реагентов и прочих необходимых компонентов было в достатке, а причина мутности - в неблагоприятных факторах, из-за которых в Обь хлынули с полей талые воды. Так или иначе в апреле продавцы бутилированной питьевой воды радостно потирали руки - спрос зашкаливал.

Кстати

Степные районы Алтайского края расположены рядом с северо-восточными областями Казахстана, где весенний паводок тоже наделал бед. При этом в марте на Зимней зерновой конференции в Белокурихе эксперт из Казахстана Евгений Карабанов говорил об обильных осенних осадках, а также о больших запасах снега (40-70 сантиметров) в северной части страны, особенно в Кустанайской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях.