29.05.2024 00:09
Поделиться

Как ТОП-3 помогает врачу поликлиники поставить правильный диагноз

Москвичи уже привыкли к тому, что наиболее оптимальные маршруты для общественного транспорта в городе разрабатывает искусственный интеллект. Да и "Тройка" - единый билет хоть на автобус, хоть на метро или электричку, работает тоже с его участием. Но когда речь заходит о том, что и диагноз человеку - пусть пока предварительный, но скоро и окончательный, тоже будет ставить ИИ, становится как-то не по себе. А вдруг он ошибется? Кто ответит за это? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспонденты "РГ" отправились в Новогиреево, в филиал N 3 поликлиники N 175, где терапевт Алена Морозова вела прием пациентов вместе с умным помощником ТОП-3.
Стоило врачу Алене Морозовой внести в электронную медкарту жалобы пациента, как ТОП-3 выдала три варианта диагноза.
Стоило врачу Алене Морозовой внести в электронную медкарту жалобы пациента, как ТОП-3 выдала три варианта диагноза. / Олеся Курпяева

Найти ее кабинет на втором этаже в здании на улице Молостовых, 7а, оказалось просто - филиал чуть больше года капитально отремонтировали. И теперь в нем удобная навигация, как и во всех поликлиниках, модернизированных по новым московским стандартам. Знакомимся. Алена - выпускница первого меда, практикует всего третий год. От своего умного помощника она в восторге: "Всегда подскажет, на что нужно еще обратить внимание, прежде чем поставить диагноз".

Впрочем, вот и первый пациент, и то, как ТОП-3 работает, можно увидеть на практике. "На что жалуетесь, Александр Петрович?" - поздоровавшись, встречает его доктор. "Давление подскакивало, до 200 на 100. Кардиолог подобрала лекарства, сейчас вроде держится в норме. Я пришел, чтобы вы все-таки посмотрели, все ли у меня в порядке..." Алена измеряет давление: "120 на 80. Вы молодец, хоть в космос..." Вроде все как обычно, а где же тут искусственный интеллект? Оказывается, стоило Алене внести в электронную медицинскую карту жалобы пациента, как ТОП-3 - программа, установленная в персональном компьютера врача, уже высказала три варианта возможного диагноза. С одним из них - гипертоническая болезнь, врач согласилась.

ТОП-3 содержит полную информацию о 95 процентах заболеваний

"А если бы вы выбрали другой вариант, что случилось бы?" - интересуемся мы. "Давайте посмотрим, - предлагает Алена и набирает на клавиатуре: артериальная гипертензия. ТОП-3 возражает: напоминает доктору, что Александр Петрович уже стоит у них под диспансерным наблюдением именно как больной с гипертонией - болезнью, при которой на фоне повышенного артериального давления происходит поражение сосудов, сердца, почек и других органов и систем организма. Артериальная же гипертензия - лишь начальная стадия этого заболевания!

В прием включается кардиолог Лариса Васильевна Сальникова, которая так же ведет этого пациента: "Это очень хорошая и нужная программа. Она не только содержит полную информацию о 95 процентах заболеваний, но и вооружает врача клиническими рекомендациями по их лечению и опытом врачей всего мира. Она продолжает обучение таких молодых специалистов, как Алена Викторовна, но полезна и опытным врачам, так как у каждого из нас время от времени возникает потребность в дополнительной информации для того, чтобы правильно поставить диагноз или разобраться в сложной ситуации".

По мнению Сергея Жданова, директора Центра индустрии здоровья Сбербанка, разработавшего этого умного помощника по заказу правительства Москвы, ТОП-3 можно считать уже вполне опытным специалистом, ведь он внедрен во всех взрослых поликлиниках столицы. С 2020 года ТОП-3 помог поставить врачам 14 миллионов предварительных диагнозов! Но именно помог, а не сам поставил, так как конечное решение в любом случает остается за врачом.

Лариса Сальникова больше всего ценит то, что искусственный интеллект тщательно анализирует все данные из электронной карты пациента, анамнез, историю его болезни, результаты осмотра, лабораторных и инструментальных исследований, жалобы пациента. "Благодаря этому врачу не приходится тратить время на выяснение деталей, - говорит она. - Это дает больше возможностей на осмотр человека. Пациентам так не хватает нашего внимания! Мы же понимаем, насколько повышается эффективность всего лечения, если человек уходит с приема, веря, что все будет хорошо!"

Следующим шагом, говорят разработчики, станут сервисы на основе искусственного интеллекта, которые смогут анализировать данные медкарты даже тогда, когда пациент не обращается за помощью. И если они обнаружат заболевание, требующее диспансерного наблюдения, то уведомление об этом сначала получит врач, который пригласит больного на обследование и дальнейшее лечение. По словам Сергея Жданова, еще один новый сервис - диагностический ассистент на базе искусственного интеллекта, интегрированный во все столичные поликлиники, помогает врачам и в постановке окончательного диагноза.

Тем временем

В Москве сейчас так же разрабатывается медицинский домен большой языковой модели GigaChat. Эта языковая модель представляет собой гигантскую базу знаний и при этом способна выявлять закономерности и сопоставлять их между собой. Она русскоязычная, умеет отвечать на вопросы, вести диалог, писатть код, рисовать картинки по запросу и так далее. К тому же модель постоянно обучается. На текущий моент она сдала экзамен высшего медицинского учреждения по квалификации "врач-лечебник" и соответствует уровню выпускника вуза. Следующая задача, сформулированная правительством Москвы разработчикам Сбера - повысить знания модели до уровня, сопоставимого с практикующим врачом столичной системы здравоохранения.