В Воронеже повысят стоимость проезда в транспорте из-за дефицита водителей

Тарифы для перевозчиков пересмотрят по инициативе городских властей, чтобы справиться с нехваткой кадров в отрасли и улучшить качество обслуживания пассажиров. Плата за проезд в Воронеже - одна из самых низких среди крупных городов России. Это не позволяет транспортным компаниям удерживать водителей, которые легко находят более высокооплачиваемую работу. В результате на маршруты выходит недостаточно автобусов, график движения не всегда соблюдается.
Городские власти планируют обновить подвижной состав на городских маршрутах практически на треть.
Городские власти планируют обновить подвижной состав на городских маршрутах практически на треть. / Администрация Воронежа

Управление транспорта подготовило анализ затрат, которые несут перевозчики, и рассчитало экономически обоснованный размер стоимости проезда для пассажиров, которая достигает 38 рублей при безналичном расчете и 41 - при оплате наличными. Возможны и более мягкие варианты повышения. Сегодня в Воронеже билет стоит соответственно 26 и 28 рублей. Для сравнения: в Твери это 30/35 рублей, в Волгограде - 30/32, во Владимире - 32/35, в Ростове-на-Дону - 34/35. Помимо увеличения платы предлагается ввести городской проездной.

Документы изучают в министерстве тарифного регулирования Воронежской области.

- Прошлое повышение было почти полтора года назад - в декабре 2022-го. В 2023-м индексация не производилась, хотя инфляция по всем показателям имела положительную динамику. И тот уровень дохода заработной платы водителей, который был заложен в тарифе, естественно, уже не соответствует текущим зарплатным ожиданиям. Ввиду этого наблюдается очень большая проблема, связанная с оттоком водителей и технических специалистов по обслуживанию подвижного состава. Отрасль фактически выживает, сложно говорить о каком-либо развитии, - пояснил руководитель управления транспорта Воронежа Максим Захаров.

В мэрии напомнили, что местные перевозчики ранее серьезно обновили автобусный парк. Но в период пандемии их доходы резко упали, часть машин пришлось продать. В дальнейшем покупка автобусов возобновилась и шла до недавних пор, пусть и менее активно. В последние полгода обострилась кадровая проблема: из сферы пассажирских перевозок люди массово переходят в логистические компании, где средние зарплаты подчас вдвое выше. Поэтому управлять новыми автобусами, готовить их к выходу на линию бывает просто некому.

Управлять новыми автобусами, готовить их к выходу на линию бывает просто некому

- Около 50 процентов от стоимости проезда - это как раз зарплата водителя со всеми отчислениями. Чуть более 20 процентов - затраты на топливо, еще 17 - стоимость технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Таким образом, уже около 87 процентов тарифа - это непосредственно затратная часть. Из того, что остается, примерно два процента уходит на обслуживание эквайринга и только около 10 перевозчик имеет на развитие: приобретение подвижного состава, содержание административного аппарата и прочие внутренние расходы. С учетом роста инфляции, естественно, стоимость проезда должна быть скорректирована, - подчеркнул Захаров.

Повышение тарифа будет увязано с обязательствами перевозчиков по обновлению автобусов. В адрес Министерства транспорта РФ уже направлены заявки на приобретение машин по программе льготного лизинга.

- Государственная транспортная лизинговая компания анализирует каждого из перевозчиков. Заявка предполагает не только обновление техники старой модификации, но и замену на шести маршрутах автобусов малого класса на автобусы средней вместимости - с накопительной площадкой, адаптированные для перевозки маломобильных граждан. Первые 60 машин, купленные по этой программе, должны поступить в Воронеж до конца лета. В случае положительного решения по всем заявкам перевозчиков нам удастся обновить подвижной состав на городских маршрутах практически на треть, - добавил чиновник.