30.05.2024 11:00
Поделиться

Возможно ли создать в Кузбассе экономику замкнутого цикла

Ежегодно на территории Кемеровской области образуется около четырех миллиардов тонн отходов производства и потребления. И это в основном промышленные отходы. Они занимают обширные площади, негативно воздействуя на окружающую среду. Каковы перспективы переработки, утилизации отходов и вовлечения их в хозяйственную деятельность?
Одна пок из тех, которые работают в угольных карьерах Кемеровской области, весит около пяти тонн. Отработанные покрышки - это не мусор, а ресурс для развития экономикирышка 220-тонного БелАЗа
Одна пок из тех, которые работают в угольных карьерах Кемеровской области, весит около пяти тонн. Отработанные покрышки - это не мусор, а ресурс для развития экономикирышка 220-тонного БелАЗа / Виктор Толочко/ РИА Новости

Основной вклад в общую копилку техногенных отходов - более 99 процентов - вносят горнодобывающие предприятия и обогатительные фабрики.

Власти намерены расширять сферу применения промышленных отходов. В частности, по словам председателя правительства Кузбасса Андрея Панова, их планируют включить в территориальную схему обращения с отходами наряду с ТКО. Это необходимо для комплексного решения задачи перехода на экономику замкнутого цикла. К слову, Кузбасс - один из лидеров в стране по грамотному обращению с коммунальными отходами. А новокузнецкий мусороперерабатывающий завод мощностью 350 тысяч тонн в год - один из крупнейших за Уралом.

Основой же для перехода к экономике замкнутого цикла должно стать создание на юге Кемеровской области экопромышленного парка (в России таких уже восемь). В его структуру должны войти перерабатывающие предприятия, исследовательские, образовательные организации и финансовые институты. Суть - в выстраивании технологических, сырьевых и энергетических цепочек между предприятиями, когда отходы одних будут служить ресурсами для других. Как подчеркнул президент Кузбасской Ассоциации переработчиков отходов Антон Хамин, это поможет улучшить экологическую ситуацию и привлечь в регион дополнительные инвестиции.

По оценкам авторов проекта, экопарк поможет эффективно использовать накопленные и образующиеся отходы на уровне четырех миллионов тонн в год. Для сравнения: сейчас предприятия - члены Ассоциации ежегодно перерабатывают около ста тысяч тонн.

Еще один экопромышленный парк в Кузбассе наметили построить в поселке Пригородный Кемеровского муниципального округа. Один из потенциальных резидентов намерен производить из вторсырья гофрокартон - 120 миллионов квадратных метров в год. В отличие от Новокузнецка, где экопарк уже несколько лет не может пройти стадию обсуждений, здесь уже не только выделили земельный участок, но и подготовили проекты его планировки и функционального зонирования, а скоро начнут прокладывать инженерные сети.

Между тем ряд кузбасских предприятий уже работает по принципу замкнутого цикла.

Так, активно развивается отрасль переработки шин большегрузных карьерных самосвалов. Ведь максимальная доля крупногабаритных и сверхкрупногабаритных покрышек весом до пяти тонн и диаметром от двух до пяти метров, используемых в Сибирском федеральном округе, приходится именно на Кузбасс с его угольными разрезами. Переработкой шин здесь занимаются несколько предприятий, применяющих разные технологии. Одни связаны с получением резиновой крошки, которая идет на покрытия для автомобильных дорог, детских и спортивных площадок. Другие - с получением нерезиновых частей (корд - вторсырье для металлургии). Но самый высокорентабельный продукт - регенерат, применяемый в военной промышленности и дорожном строительстве.

Выпуск регенерата в прошлом году наладили в Новокузнецке. Мощность завода-резидента одноименной территории опережающего социально-экономического развития - более пятнадцати тысяч тонн вторсырья в год. Производство безотходное, по наилучшим доступным технологиям, без вредных выбросов в атмосферу. Шины измельчают электромеханическим способом, аккуратно удаляя металлический каркас. Предприятие способно переработать добрую половину всех отслуживших крупногабаритных шин Кемеровской области. Но, несмотря на этот успешный опыт, в целом картина неидеальная: ежегодно в Кузбассе пока утилизируют лишь шестьдесят процентов отработанных шин, включая шины не только от карьерной техники, но и от грузовых и легковых автомобилей. Тогда как в год образуется почти 53 тысячи тонн подобного рода отходов.

Есть примеры эффективной работы кузбасских предприятий с отходами и в других сферах. Так, в Кузбассе используют золошлаки - побочные продукты работы угольных электростанций - в качестве сырья при восстановлении нарушенных земель (а это одна из серьезнейших экологических проблем индустриального региона). С их помощью сегодня рекультивируют горные отвалы ликвидированной шахты "Байдаевская" и неэксплуатируемый золоотвал Ново-Кемеровской ТЭЦ.

Правда, эти примеры пока тоже единичны: территории, занятые золошлаками, в Кузбассе продолжают расти, как и во всей Сибири. По данным Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение", на территории Сибирского федерального округа накоплено уже свыше 500 миллионов тонн ЗШО. Использование же такого вида отходов - по-прежнему на крайне низком уровне. В среднем по России этот показатель не дотягивает и до 2,1 миллиона тонн в год - около десяти процентов от выхода.

Между тем

Систему обращения с вторичными ресурсами на основе вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот обсудили участники прошедшего на днях в Кузбассе Всероссийского экологического форума. Более тысячи экспертов - представители органов власти, научного и бизнес-сообщества, промышленных предприятий, а также молодые активисты-экологи из регионов России - делились опытом, обсуждали новые тренды, определяли болевые точки.