Поделиться

Почему бизнесу важно знать свои уникальные технологические компетенции

Представьте: энное количество лет назад появилась организация, которая освоила некие производственные технологии и благодаря им смогла поставлять на рынок востребованную продукцию. Компания владеет оборудованием, выстроены производственные процессы, работают люди. И есть нечто, позволяющее ей удерживаться на плаву, конкурировать на рынке с другими. Это и есть уникальные технологические компетенции (УТК).
Архив Александра Швалева

Не все руководители, не говоря уже о рядовых сотрудниках, могут с ходу назвать уникальные технологические компетенции, которыми владеет их предприятие. Между тем по меньшей мере в двух случаях знать УТК критически важно. Первый - когда компания переживает кризис и перед ней стоит необходимость сокращения расходов. Знание УТК позволит сфокусироваться на главных направлениях деятельности и не потерять то, что дает предприятию преимущество перед конкурентами. Второй случай противоположный: компания задумывается о росте и выбирает траекторию развития. Чтобы начинание оказалось успешным, оно должно базироваться именно на УТК: это позволит начать производство новой продукции или предоставление новой услуги с минимальными издержками.

В свое время финская компания Nokian Tyres показала отличный пример того, как знание уникальных технологических компетенций позволяет занять наиболее выгодную рыночную нишу. В начале своего пути предприятие занималось производством калош. Поняв, что уникальной технологической компетенцией компании является работа с резиной, ее руководство приняло решение наладить выпуск велосипедных шин и покрышек, после переключилось на авторезину. Выжила бы компания, занимайся она по-прежнему производством калош? Вопрос спорный. Знал бы о ней весь мир как сейчас? Точно нет.

Любую уникальную технологическую компетенцию можно точно определить, очертив совокупность пяти основных компонентов: человеческого (знания и навыки), инфраструктурного (весь парк оборудования), процессного (набор отработанных процессов), технологического (набор технологий и технологических процессов) и документационного (набор лицензий, документаций прошлых проектов). Не обязательно все они должны быть в наличии, но два-три, как правило, выделить можно, при этом один из них может быть определяющим.

Разберем на примере сказа Николая Лескова "Левша". Кратко напомню сюжет: российский государь купил в Англии диковинную механическую блоху и привез ее на родину. Его наследник, полнясь патриотическими чувствами, бросил клич: кто из российских мастеров сможет ответить на вызов и превзойти англичан? Отликнулись туляки, среди которых самым умелым оказался косой Левша, который смог изготовить подковы для иностранной блохи, чем поразил и соотечественников, и самих англичан.

Умение подковать блоху и есть в данном случае уникальная технологическая компетенция. На языке современной промышленности ее можно сформулировать так: способность обрабатывать металл и изготавливать металлические изделия с высокой точностью. Судя по тексту Лескова, наибольший вклад в структуру этой УТК внес человеческий компонент, то есть навыки тульских мастеров работать с мельчайшими механизмами без вспомогательных приспособлений.

Как определить набор уникальных технологических компетенций на предприятиях? Сначала следует проанализировать уже выпускаемую номенклатуру продукции, для каждого наименования перечислив уровни передела, то есть оценивая жизненный цикл создания продукта. Далее для каждого этапа жизненного цикла нужно составить набор ключевых компонентов технологических компетенций, потом провести их анализ на уникальность, то есть оценить, насколько сложно и дорого будет воспроизвести тот или иной передел на другом предприятии. Например, научиться производить современные литографы, как это делает финская компания ASML, можно, но сделать это очень сложно и дорого, поэтому компетенции ASML в этой предметной области мы можем назвать уникальными.

Очень рекомендую всем топ-менеджерам компаний попробовать воспользоваться методологией определения УТК. Благодаря такой работе на любом предприятии можно выявить ядро производственной деятельности, которое при сокращении расходов необходимо в любом случае сохранить, а при расширении производства - использовать для наращивания товарной номенклатуры.