Символическое сообщение пришло накануне, в Международный день защиты окружающей среды: команда технических специалистов приступила к разборке последнего - одиннадцатого - комплекта отработавших выемных частей (ОВЧ), которые использовались на АПЛ проектов 645 ЖМТ и 705 "Лира".
Всего было построено и передано флоту восемь таких субмарин. Главная их особенность - реакторы на быстрых нейтронах и жидкий металл в качестве теплоносителя (особый сплав свинца и висмута).
Первая в этом ряду - подводная лодка К-27 - была экспериментальной и опытной, на ней отрабатывали революционную по тем временам реакторную технологию. И финальная судьба такой АПЛ печальна: после тяжелой радиационной аварии и безуспешных попыток вернуть в строй обездвиженную субмарину, ее отбуксировали к Новой Земле и 12 сентября 1981 года затопили на мелководье в заливе Степового.
Семь других, построенных в 1970-1980 годы в Ленинграде и Северодвинске по более совершенному проекту 705 и 705К "Лира", продолжительное время использовались по основному назначению - несли службу на Северном флоте. К середине 90-х все они выведены из эксплуатации, их корпуса утилизированы.
А вот особая начинка реакторных отсеков, включая облученное уран-бериллиевое ядерное топливо с высокой степенью обогащения по урану-235, долгое время оставалась без движения на береговой технической базе Северного флота в Гремихе. Сама эта база была создана в 1958 году и являлась единственной в СССР, а потом в России, где была построена инфраструктура для перезарядки ядерных реакторов АПЛ такого типа.
В 2000 году - на момент передачи объекта от Минобороны России в ведение Минатома - инфраструктура базы ВМФ в Гремихе не соответствовала современным требованиям по безопасности и практически полностью утратила возможность функционирования по прямому назначению.
Все пришлось восстанавливать и набирать на объект гражданских специалистов. На первых порах, в рамках Федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности", этим занималась компания СевРАО. Работы по разборке в общей сложности десяти комплектов ОВЧ заняли 12 лет. Их приводили в безопасное для транспортировки состояние и поэтапно отправляли в спецэшелонах на производственное объединение "Маяк" в Челябинской области, где создана технология, обеспечивающая полную переработку разобранных кассет с отработавшим топливом от реакторов ЖМТ. Отработавшее ядерное топливо водо-водяных реакторов АПЛ (более 800 тепловыделяющих сборок) из Гремихи было вывезено ранее.
Последний комплект ОВЧ с отработавшим уран-берилиевым топливом был извлечен из стенда-прототипа такой реакторной установки, что была сооружена в 1978 году в НИТИ имени А. П. Александрова (город Сосновый Бор в Ленинградской области). Оттуда его доставили в Гремиху, где только и могут произвести необходимые операции по разборке с последующей передачей на "Маяк".
Как заметил по этому поводу замглавы "Росатома" по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов, плановая работа по ликвидации опасного ядерного наследия идет в рамках нескольких государственных программ. На Дальнем Востоке уже завершен вывоз отработавшего ядерного топлива АПЛ и утилизированы все выведенные в отстой атомные подводные лодки советского наследия. Удалены радиационно опасные отходы с бывшей береговой технической базы ВМФ в бухте Крашенинникова, начаты работы по выводу ее из эксплуатации.
В Мурманской области такие работы продолжаются. С 2002 по 2023 год суммарный объем накопленного тут ОЯТ сократился более чем в два раза. В 2023 году, о чем рассказывала "Российская газета", завершен проект по ликвидации плавтехбазы "Лепсе".
И вот теперь приступили к разборке последней выемной части с облученным ядерным топливом реакторов ЖМТ…
"До конца текущего года планируем завершить этот проект и вывезти из Гремихи последнее отработавшее ядерное топливо, - заверил Андрей Никипелов. - Это позволит сделать еще один шаг к чистой и безопасной Арктике".
После завершения проекта в Гремихе в российской части Баренцева моря останется только одно хранилище отработавшего ядерного топлива - в губе Андреева, откуда уже вывезено больше половины ОЯТ. Завершить весь процесс планируют к концу нынешнего десятилетия.
Открытым остается вопрос, кто и когда возьмется извлечь - и сможет ли? - облученное ядерное топливо из двух аварийных реакторов К-27, затопленной у Новой Земли 42 года назад.